Цифровая диктатура? Вся правда о социальном рейтинге в КНР
Часто в западных «демократичных» СМИ можно встретить публикации и упоминания о китайцах, сломленных под гнетом так называемого социального рейтинга. Авторы утверждают, что компартия ввела в Поднебесной с 2014 года систему слежения, согласно которой каждому гражданину КНР присваивается личный числовой рейтинг. Сделал хорошее дело на благо страны и партии — рейтинг повысился. Намусорил или сказал что-то не то про правительство — понизился.
Скачки роста и падения рейтинга зависят от совершаемого поступка. Если рейтинг стал непозволительно низким, то можно потерять свободу, имущество, работу и дальше по списку.
Так миф или правда?
Как только пустили в массы этот слух, американские и европейские СМИ тут же принялись смаковать тему, приписывая все больше жестоких подробностей. Ведь им выгодно представлять Китай как монстра тоталитаризма. Вице-президент США Майк Пенс даже сказал: «Как написано в официальном плане этой программы, — она позволит надежным людям беспрепятственно бродить повсюду под небесами, тогда как дискредитировавшим себя — будет трудно сделать и шаг».
Давайте разбираться. Начнем с того, что то, о чем говорят западные СМИ, накручено до неведомых масштабов. Да, в Китае действительно есть система контроля за гражданами, но она не глобальна и выглядит абсолютно не так, как ее представляют. Больше всего эта система напоминает так называемый черный список, который есть во многих организациях, отелях, такси, ресторанах и т.д. по всему миру.
После избрания нынешнего лидера Китая Си Цзиньпиня на роль председателя КНР в 2013 году был озвучен план развития государства на 2014-2020 годы и принята программа по увеличению социальной ответственности и самосознания граждан. Что это значит?
Например, вы постоялец отеля. Вся информация о вас, как обычно, вносится в отельную базу данных. Если вы нанесете весомый ущерб имуществу и репутации заведения, то вас внесут в черный список и больше не заселят ни в один отель данной сети. То же самое с такси и авиакомпаниями. Никто не хочет иметь дело с дебоширами. Если ваш ребенок плохо вел себя в школе или у вас, как у родителя, плохая репутация (достаточно даже плохой кредитной истории), то частное учреждение, запросив рекомендации с предыдущего места учебы и необходимые для проверки документы, не примет ваших детей на обучение. Распространенная практика во всем мире.
Камеры и доски позора
Однако китайцы в вопросах контроля за соблюдением порядка зашли дальше. В ковидные времена ввели «Код здоровья», который меняет свой цвет в зависимости от вашего статуса (болеет, контакт, здоров, привит). Без этого кода вы не зайдете никуда, даже в автобус и супермаркет.
Также нельзя забывать, что в Китае до сих пор «в моде» общественное порицание. Не важно, что ты сделал. Важно, что об этом узнают все. Например, если человек перейдет дорогу в неположенном месте, то камера это зафиксирует, сработает система распознавания лиц, и фото нарушителя появится на большом экране на соседнем здании. Такие доски позора в лучших советских традициях существуют не только для плохих пешеходов, а едва ли не в каждом госучреждении. Для нас это может показаться неэтичным, а вот в Китае в порядке вещей.
Минимум четыре человека стали миллиардерами после того, как стали заниматься системами видеомониторинга в Китае. Один из «видео-миллионеров» — Дай Лин.
С другой стороны, система распознавания лиц используется не только для этой цели. Также лицом можно оплачивать покупки (привязка к банковским картам) и в качестве пропуска в здание. Но тут тоже интересно. Например, покупаешь много алкоголя или сигарет, и тогда тебе на телефон будет приходить реклама о ЗОЖ и клубе анонимных алкоголиков.
Что думают в китайской полиции
Сотрудник китайской полиции многомиллионного мегаполиса Тяньцзинь Ли Делунг считает, что в современных реалиях и при таком количестве людей такая система наблюдения и черные списки просто необходимы.
— Да, у нас камеры на каждом шагу, черные списки, закрытые системы доступа в жилые районы и рейтинг у водителей автомобиля (за нарушения отнимаются баллы и можно таким образом лишиться прав), — рассказывает Делунг. — Но я считаю, что для нашего общества это полезно. Люди разные и воспитание у них тоже разное. Я в полиции много лет и могу сказать, что после введения таких мер действительно снизился уровень преступности, особенно в крупных городах. Что касается регулирования поведения людей, то я не вижу в этом проблемы. Что плохого в том, чтобы нести ответственность за свои поступки? Натворил дел — отвечай. А другим примером будет. Лучше учиться на чужих ошибках, чем на собственных.
Однако Ли Делунг замечает, что в такой системе есть и свои минусы.
— Каждому из нас хочется приватности, но, когда камеры везде — это невозможно. Да, я понимаю, что они стоят там для моей же безопасности, но дискомфортно само чувство, что за мной наблюдают. Мне, как сотруднику полиции, даже чтобы выйти из здания просто покурить, надо пройти систему распознавания лиц и отметить на специальной панели отпечатки пальцев. Хотя молодежь в повседневности эти камеры не замечает вообще. В этой ситуации все-таки плюсы перевешивают минусы.
А что у нас?
Приживется ли такая система в Беларуси? Глядя на то, что происходит в Китае, можно сказать, что в нашей стране эта система частично действует, но в несколько ином и адаптированном под наши реалии формате. Да, у нас нет кода здоровья и рейтинга у автомобилистов, но зато есть огромное количество различных баз данных. Например, база данных МВД, ГАИ, электронные медкарты, Яндекс. Такси, банковская история и многое другое. При визите во многие места вас просят оценить работу организации или конкретного человека, с которым вы взаимодействовали. Или, например, если у вас плохая кредитная история, то новый займ вам не оформят.
Если объединить все эти черные списки и рейтинги воедино, то мы и получим ту самую систему контроля. Например, человек не оплатил вовремя кредит в банке или штрафы в ГАИ, тогда ему не продадут билеты на самолет, что сделает его невыездным, пока он не рассчитается с долгами. Но на все нужно время и средства. То же относится и к установке большого количества камер. Сегодня на многих общественных заведениях, метро и даже жилых многоквартирных домах уже есть видеонаблюдение, но такой уровень как в Китае (камеры на каждом столбу) пока не достигнут. Однако надо отдать должное, перспективы роста есть, учитывая, что сами белорусы на частном уровне все больше проявляют интерес к организации видеонаблюдения на своих территориях.
Вопрос с общественным порицанием мы уже проходили в советские годы. На мой взгляд, надо давать человеку возможность исправить свои ошибки без привлечения общественного внимания (за исключением резонансных случаев). И, как отмечают многие приезжие, белорусы без всякого контроля со стороны порядочная и доброжелательная нация. Возможно, такие строгие меры для нас будут излишни.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал Минская правда|MLYN.by, чтобы не пропустить самые актуальные новости!