Какой может быть внешняя политика США во время второго президентского срока Трампа
20 января следующего года Дональд Трамп вступит в должность 47-го президента США. Будучи в 2017 – 2021 годах 45-м президентом, он начал «торговые войны» с Китаем, не совсем лестно высказывался в адрес Европейского Союза, грозился вывести Штаты из НАТО, принял решение о выводе американского контингента из Афганистана, что было неудачно реализовано администрацией демократа Джо Байдена, встречался с Ким Чен Ыном, и, надо отдать ему должное, не начал ни одной «горячей» войны.
Проводя свою избирательную кампанию, Трамп сделал массу громких, но весьма неконкретных заявлений, касающихся внешней политики. Попытаемся спрогнозировать, какой будет внешняя политика новой американской администрации.
Что касается отношений с Китаем, то они могут стать более конфронтационными, чем сейчас. Несмотря на риторику предшественника Трампа Байдена, политика которого в отношении Пекина напоминала ту, которую вел Трамп во время своей первой каденции, стабильности и прогресса, о которых заявляли демократы, не было и близко. Трамп подобных заявлений делать не будет хотя бы потому, что в своих предвыборных выступлениях называл Китай «угрозой», обещая ввести 60-процентные пошлины на весь импорт из Поднебесной. В реализации его намерений сомневаться не приходится, потому что именно при «первом» Трампе начались полномасштабные «торговые войны». Нет никаких оснований предполагать, что экономическое давление на Пекин будет ослаблено, учитывая слоган нового президента «Америка прежде всего». Сам Трамп уверен, что в этом нет никакой политики, а присутствует чистая экономика, защищающая интересы американского производителя.
Относительно позиции новой администрации США по Тайваню в Пекине на какое-то время могут выдохнуть. Трамп обвинял остров в «краже» у Штатов статуса ведущего производителя микросхем и призывал местные власти больше платить за собственную оборону, а своим заявлением о близости Тайваня к Китаю и его «удаленности» от США заставил власти острова испытать шок.
Следует отметить, что на протяжении последних нескольких месяцев в Пекине готовились к возвращению Трампа в Белый дом, увеличивая объемы торговли на других направлениях, в частности с Россией и странами «глобального Юга».
Во время прошедшей избирательной кампании Трамп от своей позиции по НАТО не отошел ни на йоту. Даже номинированный Трампом на должность вице-президента Джей Ди Вэнс утверждал, что НАТО должно быть не «социальным клиентом, а настоящим альянсом», но при этом администрация нового президента будет выполнять свои обязательства перед альянсом.
В Европе настолько обеспокоились угрозами Трампа не поддерживать тех участников НАТО, которые экономят на собственной обороне, что на полном серьезе начали обсуждать перспективы альянса без участия и поддержки со стороны США. Вашингтон при президентстве Трампа в качестве надежного партнера в Европе рассматривать уже не будут.
Наиболее актуальной внешнеполитической проблемой для Трампа является конфликт на Ближнем Востоке. Во время предвыборной кампании избранный президент обещал прекратить насилие и восстановить мир в регионе, как бы по традиции не вдаваясь в подробности и детали. Единственное, что было высказано конкретно, так это пожелание, чтобы Израиль завершил войну к моменту инаугурации 47-го президента. Как конкретно должен поступать Израиль, прекратить огонь или продолжать свои наступательные действия, Трамп так и не сказал. Поэтому мы должны вспомнить, что именно при «первом» Трампе посольство США было переведено из Тель-Авива в Иерусалим, а Голанские высоты были признаны частью Израиля.
Ближневосточная проблема не решится без участия Ирана. Поэтому важно знать позицию Трампа по Тегерану. Достаточно вспомнить, что при своем предыдущем президентстве Трамп вышел из «ядерной сделки» и ввел новые санкции против Тегерана. Можно предположить, что с возвращением его в Белый дом санкции против Ирана будут усиливаться, что приведет к уменьшению его доходов от продажи нефти.
Говоря о внешней политике США, нельзя обойти украинско-российский конфликт, который Трамп обещал остановить за сутки, аргументировав свое заявление тем, что он «хорошо знает» Путина и Зеленского. Некоторый свет на мнение новой администрации относительно мирного урегулирования пролил избранный вице-президент Джей Ди Вэнс. По его словам, мирное урегулирование включает в себя создание демилитаризованной зоны вдоль линии фронта и нейтралитет Украины. Последнее для киевского режима равносильно поражению.
Трамп может использовать военную помощь в качестве инструмента давления на Киев и Москву с целью принуждения сторон к переговорам: если от них отказывается Украина, то американцы урежут военную помощь ВСУ, если откажется Россия, то военная поддержка Украины будет увеличиваться.
Поскольку Трамп привык все измерять деньгами, то он, скорее всего, будет готов оказывать военную поддержку Киеву на возмездной основе посредством кредитов или ленд-лиза. На самом деле, и Трамп это давно для себя решил, имеющий место конфликт должен продолжаться и максимально ослабить Россию. Все остальное — риторика. И не важно, был ли на самом деле телефонный разговор между Трампом и Путиным 7 ноября, который отрицает пресс-служба российского президента. Америке, которая для Трампа «превыше всего», ни Россия, ни другое государство, способное стать противовесом США в глобальном масштабе, не нужны. Поэтому искренность 47-го президента США в его добрых намерениях можно поставить под вопрос.