Меню

Герои первых дней Великой Отечественной войны: контрудар дивизии генерала Алябушева

Герои первых дней Великой Отечественной войны: контрудар дивизии генерала Алябушева

Год 1941–й,  трагический сорок первый  в истории Советского Союза , общей нашей тогда страны : ошеломленность, подавленность отступлением, опустошенность в душах: как это могло случиться, да, и паника и сломленная воля…

Было, было,  все это горькая правда . Но, сорок первый – это еще и  героизм , и мужество , и  самопожертвование советских воинов . Но, сорок первый — это и  время безвестных подвигов, за которые не воздавалось ни славой, ни наградами…

А еще и время, когда в изрядно поредевших цепях пехоты, в малочисленных танках, за  прицелами одиноких «  сорокопяток «, бок о бок сражались бойцы и  военачальники.  Красная Армия, истекая кровью, отступала, несла страшные  потери, но дралась отчаянно. В бой шли и рядовые и генералы, немало  командиров высшего звена пали в жестоких и кровопролитных боях, но, именно благодаря  мужеству  и рядовых и генералов  блицкриг фашистской Германии был сорван.

По имеющейся ныне информации историков-исследователей  известно , что в первые  месяцы  Великой Отечественной  войны непосредственно в боях  погибло порядка 40 советских генералов , еще  7 умерли от ран,  9 пропали без вести , то есть, погибли неизвестными.

В этом скорбном списке и генерал-майор Филипп Федорович Алябушев, погибший на пятый день войны, но успевший силами вверенной ему дивизии нанести  ощутимый для врага контрудар,  остановить на время  наступление немецко-фашистских захватчиков, тем самым внеся зримый вклад в срыв немецкого плана молниеносной войны.

От рядового царской армии до советского генерала

В августе 1914 года Филипп Алябушев был мобилизован в царскую армию, в одном из боев был ранен, с февраля же 1918 года вступил в РККА, участвовал в Гражданской войне. В Красной Армии начал службу тоже рядовым, затем командовал взводом, ротой, батальоном, прошел все ступени штабной работы, и с августа 1937 года полковник Алябушев уже командует прославленной 24-й Самаро-Ульяновской Краснознаменной Железной дивизией.

В январе 1938 года Филипп Алябушев, вместе с группой других офицеров, был направлен в Китай, отражавший тогда японское вторжение, старшим военным советником. Китайские части были плохо подготовлены к войне, советники передавали им свой опыт по ообучению войск и организации современного боя. Полковнику Алябушеву приходилось инспектировать китайские части, ездить по фронтам и штабам, добиваясь повышения их боеспособности, за что, по возвращению в СССР, и был награжден орденом Красной Звезды.

А за прорыв линии Маннергейма во время советско-финской  войны командир стрелковой 123-й дивизии полковник Филипп Алябушев удостоился  ордена Ленина, и  такая  же  высокая  награда заалела на Боевом Знамени дивизии!

Тогда 11–13 февраля 1940 года  соединение  Алябушева прорвало главную оборонительную полосу финской линии Маннергейма, при минимальных потерях в своих рядах . Вот как вспоминал  об этом по окончании войны   сам Филипп Фёдорович:

«Был разработан детальный план решающей атаки. Мы прибегли к ложным переносам артиллерийского огня, порядок которого был разработан с точностью до минуты. Незабываема ночь с 10 на 11 февраля. Никто в дивизии не спал. Шла окончательная подготовка к прорыву. Артиллерия, танки, пехота занимали свои места согласно плану. Командный пункт дивизии перенесли ближе к огневым позициям. К восьми часам все части заняли свои исходные рубежи и замаскировались так, что даже я с трудом мог обнаружить некоторые танки, хотя и знал о месте их пребывания.

Началась артиллерийская подготовка. Тысячи снарядов полетели на головы врагов. Два часа гремели орудия всех калибров, поднимая вверх груды земли. Загудели моторы, и вперёд пошли танки. За ними на бронесанях двинулись пехота и сапёры. Враг думал только о своём спасении. Не прошло и получаса с начала атаки, а над центральным дотом уже развевалось наше знамя. К концу дня почти без потерь были взяты и остальные железобетонные укрепления. Захваченные в плен финны говорили, что были ошеломлены внезапностью нашей атаки».

И вскоре Филиппу Алябишеву присваивается воинское звание комбрига, а затем, в числе первых в Красной Армии, и генерал-майора .

Четыре дня Великой Отечесвенной войны генерала. Но каких!

87-й стрелковая  дивизизия  27-го стрелкового корпуса 5-й армии Юго-Западного фронта ,  которой  командовал генерал-майор Филипп  Алябушев., дислоцировалась  в 30 километрах  от  государственной границы, в районе западноукраинского города  Владимира-Волынского. Поднятая по тревоге  22 июня 1941 года дивизия, вместе с приданным ей 450-м корпусным артиллерийским полком, ускоренным маршем к 9.00 вышла к Владимиро-Волынскому укрепрайону, но ни о каком занятии позиций по прикрытию государственной границы СССР уже  не могло быть и речи . На тот момент ДОТы  нашего укрепрайона штурмовали переправившиеся через Буг 44-я и 298-я немецкие пехотные дивизии. 

Поэтому , собрав своё соединение в один кулак, командир 87-й стрелковой дивизии генерал-майор Филипп Алябушев принял решение контратаковать плацдарм немцев у Устилуга (западнее Владимира-Волынского), в стык этих немецких дивизий, и тем самым предотвратить захват города и развитие наступления немцев вдоль шоссе на  областной город Луцк. Алябушев мог, конечно,  растянуть полки дивизии « в нитк «  в назначенной ему широкой полосе обороны и ждать, пока его раздавят. Но он , как опытный и зрелый военачальник, принял рискованное , но оправданное решение на контрудар.

Вот как оценивал это решение комдива   генерал Федюнинский, тогда  командир стрелкового  корпуса, в состав которого входила и дивизия Алябушева:

«Тяжелее всего приходилось левофланговой 87-й дивизии, занявшей двумя полками укрепленный район Устилуг, строительство которого, к сожалению, мы так и не успели закончить. На этом направлении наступали пехотная и танковая дивизии противника.

В 16 часов 22 июня 87-я стрелковая дивизия частью сил контратаковала гитлеровцев.  Контратака 87-й дивизии в районе Лудзин оказалась ощутимым ударом по врагу. Солдаты и командиры действовали смело и решительно. Легкораненые оставались в строю, продолжая сражаться. Огнем противотанковых орудий, бутылками с горючей смесью удалось уничтожить много вражеских танков.

Хотя свою задачу дивизия полностью не решила, этот маленький частный успех имел большое моральное значение. После неразберихи и неясности обстановки в первые часы войны бойцы и командиры почувствовали себя значительно увереннее, убедились в своих силах, в возможностях своего оружия, в том, что врага можно бить».

И немцы действительно  были вынуждены не только остановить  наступление, но и отступить к границе. Более того, что подтверждалось немецкими боевыми документами ,  ночью 23-го июня  1941 года  силами до двух рот 87-я  стрелковая  дивизия  генерала Алябушева форсировала реку Западный Буг :   наши перешли государстивенную границу  СССР  и отбросили немецкие части  на несколько километров!

Военный историк Алексей Исаев в своей  статье « Нестандартное 22 июня » обращает внимание на то, что наступление дивизии Алябушева, несмотря на небольшой тактический успех, имело большое, по сути, стратегическое значение. Удар 87-й стрелковой дивизии сорвал прорыв вглубь советской территории 14-й танковой дивизии немцев, которая должна была вводиться именно на этом участке. Командование Вермахта было вынуждено было дополнительно  перенаправить под Владимир-Волынский 13-ю танковую дивизию, что нарушало их планы  быстрого захвата областного центра Луцк и дальнейшего продвижения на Киев .

Что значил контрудар дивизии Филиппа Алябушева

Погибший через считанные дни генерал Алябушев не знал и не мог знать планов противника, но его решение имело далеко идущие последствия. Контрудар 87-й стрелковой дивизии пришёлся по важнейшему для противника участку,  а ввод 22 июня в бой 14-й танковой дивизии немцев и её прорыв в глубину советской территории не состоялся. Более того, немецкое командование приняло решение поменять первоначальный план и перебросить  под Владимир-Волынский еще и  13-ю танковую дивизию ,  что стало фактически  первым из отклонений от первоначального плана, которые в дальнейшем станут системой , и приведут к краху  гитлеровского  плана «Барбаросса».

Тактический успех стрелковой дивизии генерала Филиппа Алябушева на самом деле  имел стратегическое значение, так как спутал планы Вермахта. Если бы большинство наших частей действовали так же решительно…

Гибель генерала в бою

А тогда немцам удалось сломить сопротивление соседних  с дивизией Алябушева советских  соединений и захватить город Владимир-Волынский. Основные силы 87-й  стрелковой дивизии оказались в окружении, боеприпасы заканчивались, связь была прервана, и командир дивизии генерал Филипп Алябушев  приказал в ночь на 25 июня начать отход. На рассвете  26 июня  Алябушев с офицерами штаба выехал на рекогносцировку, чтобы выбрать участок перехода дивизии через луцкое шоссе, но севернее  села Берёзовичи они  наткнулась на противника. В завязавшей перестрелке Филипп Алябушев и его штабные офицеры  погибли . Местные крестьяне похоронили погибших офицеров  в братской могиле на сельском кладбище, и  отдельно — генерала  Алябушева. 

В 1976 году останки Филиппа Фёдоровича по просьбе его  вдовы Варвары Георгиевны  Алябушевой были перезахоронены на его родине. 

Может быть, генерал Филипп Алябушев мог бы занять достойное место среди прославленных маршалов Победы, если бы судьба не распорядилась иначе и не оборвала его жизнь на четвёртый день той страшной войны.

Увы, имя генерала  Филиппа Федоровича Алябушева, как и имена  его бойцов-героев, остались  малоизвестными…

Это о них напоминают нам пронзительные строки фронтового корреспондента Вадима Шефнера:

22 июня

Не танцуйте сегодня, не пойте.

В предвечерний задумчивый час

Молчаливо у окон постойте,

Вспомяните погибших за нас.

Там, в толпе, средь любимых, влюблённых,

Средь весёлых и крепких ребят,

Чьи-то тени в пилотках зелёных

На окраины молча спешат.

Им нельзя задержаться, остаться —

Их берёт этот день навсегда,

На путях сортировочных станций

Им разлуку трубят поезда.

Окликать их и звать их — напрасно,

Не промолвят ни слова в ответ,

Но с улыбкою грустной и ясной

Поглядите им пристально вслед.

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59