Первый год правительство Шольца выстояло. Выстоит ли второй?
Правящая коалиция в Германии находится у власти уже чуть больше года. На ее долю выпали вызовы, не сравнимые с проблемами, которые приходилось решать предыдущим правительствам, возглавляемым канцлерами-социал-демократами.
Если Вилли Брандт и Герхард Шредер оставили о себе добрую память у немцев и в мире, то Олаф Шольц и его товарищи по партии подвергли ревизии «новую восточную политику» первого и усилия по решению энергетической проблемы и партнерские отношения с Россией второго. Более того, партиям, вошедшим в коалицию, пришлось отказаться от святая-святых, — своих пацифистских убеждений, т.е. принять решение о поставках вооружения и техники в кризисные регионы.
Последнее в дальнейшем выразится еще и в том, что Германия направит 100 млрд евро на перевооружение бундесвера, для чего пришлось внести изменения в федеральную конституцию.
Еще до начала формирования «светофора» было понятно, что отношения с Россией и подход к энергетической безопасности страны будут другими, благодаря позиции второго столпа будущей коалиции, партии «зеленых», одна из лидеров которых Анналена Бербок во время избирательной кампании громко критиковала Россию и лично Путина, а также поддерживала блокировку только построенного «Северного потока — 2».
Приступив к работе 8 декабря прошлого года, коалиция во всеуслышание заявляла, что приложит максимум усилий для модернизации страны, сделав ее климатически нейтральной. Шаги для достижения этих целей были подробно изложены в коалиционном соглашении, с исполнением пунктов которого, по всей вероятности, по известным причинам придется повременить.
Симпатизируя Украине и отказавшись от российского газа, правительство Шольца получило самую высокую инфляцию за последние несколько десятилетий. С целью минимизации последствий данной проблемы правительству пришлось просто раздать деньги населению и бизнесу, в связи с чем встал вопрос не только о возможности реализации экономических пунктов коалиционного соглашения, но и о выполнении годового бюджета, а также принятия следующих. Все это вызвало жесткие дискуссии в самом правительстве, которые рискуют со временем привести к его расколу, поскольку у партий коалиции различные идеологии, а значит, разные подходы к реализации экономической и другой политики.
Государственный карман не резиновый, поэтому решение проблем путем тушения пожара деньгами со временем потеряет свою эффективность. Только пока не ясно, способно ли правительство предложить что-либо иное, ведь сам Шольц, будучи в правительстве Меркель вице-канцлером и министром финансов, снискал себе популярность избирателей именно благодаря щедрой финансовой помощи для борьбы с последствиями пандемии коронавируса.
Нынешний министр финансов и лидер свободных демократов Кристиан Линднер склонен ограничить в бюджете на наступающий год расходы на материальную поддержку населения. Достигнет ли он успеха в этом, пока не ясно, потому что дефицит энергоносителей никуда не денется, инфляция будет на нынешнем уровне или даже выше, а экономика в целом может скатиться в рецессию.
Это значит, что следующий год будет для правящей коалиции ничуть не лучшим, чем нынешний. Споры в правительстве будут нарастать, поэтому вопрос о ее сохранении в зависимости от глубины кризиса может встать с новой силой. Как с такой проблемой справится «светофор», покажет время.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал Минская правда|MLYN.by, чтобы не пропустить самые актуальные новости!