Украина ушла в «цифру» — легенды и мифы современного Киева
Украина, кажется, в свое время совершенно не поняла концепции «цифрового государства», которая лет десять назад захватила умы прогрессивного человечества. И вместо того, чтобы этими цифровыми инструментами помогать развиваться реальной экономике, полностью ушла в эту самую «цифру». То есть — интернет, видеоблогинг, хайп и бесконечный постинг.
Коварные лжецы
Президентом Киева вполне могла бы быть… Ольга Бузова. Потому что нынешний киевский режим очень напоминает «Дом-2», а его лобное место — Офис на Банковой. Скандалы, ссоры, споры, драки, предательства, оскорбления и пафосные слова о будущем — все это очень нравится зрителям. Но как в «Доме-2» вторичным делом стало выстраивание этого самого дома, так и на Украине — строительство государства. Его, реального, уже фактически и нет.
«Чем чудовищнее ложь, тем охотнее в нее поверят» — эту фразу приписывают генеральному идеологу фашизма Йозефу Геббельсу, на самом же деле принадлежит она просто генеральному фашисту Гитлеру и сказана в адрес евреев и марксистов. А если копнуть еще глубже, то звучала она в немецком кинофильме «Дядюшка Крюгер» 1941 года по поводу коварства англосаксов. Пропаганду, построенную на лжи, придумали не фашисты, а британцы. Фашисты всего лишь возвели эту концепцию в абсолют.
Сам Геббельс писал, восторгаясь, о британцах следующее: «Англичане во всем мире известны отсутствием совести в политике. Они знатоки искусства прятать свои преступления за фасадом приличия. Так они поступали веками, и это настолько стало частью их натуры, что они сами больше не замечают этой черты. Они не только ведут себя как образец чистоты и непорочности — они себе верят. Это и смешно, и опасно».
В Первую мировую войну британцы сгенерировали чудовищный миф о том, что немцы на фабрике получают глицерин из тел своих погибших солдат. То есть из людей фашисты варят мыло, с которым потом ходят в баню, что, естественно, воспринималось прогрессивным на тот момент человечеством как абсолютное зло. Немцы, конечно, паиньками не были никогда, особенно в начале прошлого века, только никаких подтверждений этому мыльному мифу не существовало — это целиком и полностью чудовищная ложь британской пропаганды. Но эффективная. Так что в годы Второй мировой ее снова взяли на вооружение — миф вполне себе закрепился и в советском обществе, хотя от этого мифом быть не переставал. У лжи этой в режиме военной пропаганды есть обоснованная цель — стимулировать победу над врагом. И в этом хороши именно британцы.
Генераторы фейков
Но, как всегда, есть нюанс.
Современные англосаксы получили в свои руки игрушку под названием Украина. А еще придумали себе врага, которого обязательно нужно победить любыми методами и средствами, — Россию и русских. Военной пропагандой, то есть ложью в том числе. Ее принципы описаны в одной очень нехорошей книге, название которой упоминать не будем. Но вот цитата: «Рядовые люди скорее верят большой лжи, нежели маленькой. Это соответствует их примитивной душе. Они знают, что в малом они и сами способны солгать, ну а уж очень сильно солгать они, пожалуй, постесняются. Большая ложь даже просто не придет им в голову. Вот почему масса не может себе представить, чтобы и другие были способны на слишком уж чудовищную ложь, на слишком уж бессовестное извращение фактов. И даже когда им разъяснят, что дело идет о лжи чудовищных размеров, они все еще будут продолжать сомневаться и склонны будут считать, что вероятно здесь есть доля истины. Лжецы эти прекрасно знают это свойство массы. Солги только посильней — что-нибудь от твоей лжи да останется». Написано вроде как о фашистской Германии, но очень соотносимо с нынешней Украиной.
Как это работает, расскажу на примерах. В первые дни СВО британцы для украинцев создают легенду о «призраке Киева» — бравом летчике, который героически и эффективно сражается с Россией в воздухе. Не называлось ни его имя, ни звание — просто «герой». Киевская пропаганда убеждала украинцев, что этот «призрак» на своем стареньком МиГ-29 «сбил» 21 российский самолет. А в качестве доказательств — кадры из видеоигры про самолетики. Но доверчивая публика телеграм-каналов разбирается в этом не очень хорошо. Почему аж 21 самолет? Потому что обычный украинец, которому промывается мозг пропагандой о скорой победе над Москвой, может засомневаться, если соврать о двух-трех сбитых самолетах. А если соврать про 21 — мозг украинца откажется принимать, что его могут настолько нагло обманывать. А если и обманули, то, подумает украинец, может, приписали парочку самолетов лишних, но штук 15 точно же сбил, наверное. Герой! Которого не существует… Это позже признал сам Киев.
И такие фейки из Киева генерировались пачками — типа истории, как простая украинская женщина вышла на балкон, увидела российский ударный дрон, побежала к холодильнику, достала оттуда банку маринованных огурцов и метнула с балкона, попав ровно в тот самый треклятый вражеский дрон, уничтожив его целиком и полностью. Когда данную «новость» читает 10 миллионов украинцев, даже если поверят в эту чушь всего миллион или два, — это уже много. В чудовищную ложь всегда верит часть аудитории, вопрос лишь в размере ее доли.
Люська вещает
Мастер пропаганды (не немецкой, напомню, а британской) — Алексей Арестович, экс-советник Офиса Зеленского. Человек удивительной чудовищности по сути, но искусный мастер построения псевдологических цепочек.
Как это работает? Вы сообщаете человеку набор связанных между собой фактов, в которые нет оснований не верить, а когда вы поверили, вам предлагается совершенно чужеродный вывод, который не самым крепким мозгом воспринимается как логичная правда.
Например: если у вас есть глаза — вы можете смотреть; если вы можете смотреть — вы можете видеть, куда идти; если вы можете идти — вы можете и бежать; если вы можете бежать — вы можете бежать за чем-то; если вы можете бежать за чем-то — вам это может нравиться; если вам нравится бежать за чем-то — вам может нравиться бегать за мячиком; если вам нравится бегать за мячиком — значит, вы… собака. Погавкайте! И многие украинцы начинают гавкать… Это смешно, но именно так работает эффективная военная пропаганда.
Таких псевдологических цепочек Арестович за пару лет сгенерировал десятки тысяч — и они нравились аудитории. Потому что любой вывод любой цепочки говорил о том, что Украина скоро победит, Россия погибнет, Путин уйдет, а счастье придет. Ничего этого не случилось, а в ноябре прошлого года Арестович взял да и признался, что все эти годы врал. Добавив: для того, чтобы «украинцы выжили». Учитывая колоссальные потери украинцев на фронте — получилось так себе, но тем не менее.
Второй инструмент британской пропаганды, ошибочно приписываемый тому же Геббельсу: «Ложь, повторенная тысячу раз, становится правдой». Хотя то же самое еще в XIX веке говорил француз Шатобриан, укравший концепцию у англосаксов. Здесь самый очевидный пример — повторение лжи, что у России вот-вот закончатся боеприпасы. Начиная с февраля 2022-го господин Арестович регулярно повторял: «у России ракет на две недели»; март — «калибры» почти закончились»; апрель — «Россия использует последние ракеты»; май — «потенциал ракет исчерпан»; июнь — «ракеты ржавые»; июль — «у России больше нечем стрелять»; август — «ракеты полностью закончились». И так каждый месяц — вплоть до середины прошлого года, когда стало очевидно, что Киев врет, врет и Арестович.
И Алексей поменялся.
Восторженно-возмущенное переобувание
Сегодня принято считать, что Арестович переобулся. И если он раньше «топил» за киевский режим, то сегодня «топит» уже против него, потому что собрался в большую политику, чуть ли не на пост президента Киева. И те, кому он ложью и псевдологическими цепочками помогал держать власть, сегодня уже сами объекты его, напомню, профессиональной лживой пропаганды: Зеленский — никчемный, власть на Украине — коррумпированная и тупая, коллективный Запад — военный преступник, потому что обещал помогать и кинул (что именно так и произойдет, давным-давно, кстати, говорил Александр Лукашенко), а у украинцев вместо мозга — идеальный газ, потому что все они жертвы лживой пропаганды.
И вот уже номинально враг России хвалит Путина. Критикует Арестович и борьбу Киева против русского языка, на котором сам говорит, мол, заставлять всех говорить «мовою» есть идиотизм. И вообще он против Зеленского, против Залужного, против НАТО, против всех. Кто-то этим переобуванием возмущен, кто-то в восторге. И это все важно, конечно, потому что это идеология, пропаганда и влияние на массы. Но…
Ни на что на Украине ни Арестович, ни прочие блогеры уже не влияют. Потому что реальной Украины, настоящей, как государство, уже не существует. Украина давно только в «цифре», в интернете. Глобальное реалити-шоу по правилам «Дома-2» — одни вылетают, другие строят любовь с украинской аудиторией. К реальным событиям это все уже не имеет никакого отношения.
А Арестович порой говорит правду — украинцы начинают догадываться, что такое «цифровое государство», которого нет, им не нужно. Потому что его будущее — «ночь и тишина, данная на век».
Или на два.