Диагностика аутизма у детей. Белорус запустил уникальное приложение
С диагностикой детского аутизма существуют определенные проблемы. И помочь решить их способен искусственный интеллект. Инженер-разработчик Александр Стефанин запустил платформу «BabyRAIN Technologies». Вместе с коллегами разработал проект для ранней диагностики заболеваний аутистического спектра. В чем уникальность проекта, и какие сложности возникли в его реализации — читайте в материале корреспондента «Минской правды».
— Александр, как вы заинтересовались IT-сферой и, в частности, технологиями искусственного интеллекта?
— По образованию я экономист, кандидат экономических наук. Закончил технический вуз в Могилеве, преподавал статистику. А нейронные сети это, по большому счету, и есть углубленная статистика. Изучить Python (высокоуровневый язык программирования, – прим. Ред.) было не сложно, это один из самых простых языков программирования. Также я продолжаю преподавать на кафедре информатизации здравоохранения Белорусской медицинской академии последипломного образования.
За последние пять лет в Беларуси количество детей с аутизмом увеличилось в 2,4 раза.
— Как появилась идея создать проект для диагностики аутизма?
– Более двух процентов детей в мире страдают расстройствами аутистического спектра. Еще примерно пять-семь процентов людей остаются недиагностированными, потому что имеют слабую степень выраженности расстройства и вполне успешно интегрируются в социум.
Важно понимать каждому родителю, что необходимо как можно раньше начать заниматься с таким ребенком, работать над его социализацией, запуском речи. В период от одного до шести лет в 75 процентах случаев на это можно и нужно влиять. Иначе общество рискует столкнуться с тем, что человек останется не вербальным, то есть немым. Не потому, что он таким родился, а потому что до него не смогли вовремя «достучаться». В итоге, в случае поздней диагностики и врачебного вмешательства примерно в 80 процентов случаев такие дети становятся инвалидами. А после того как родители умирают, они попадают в психоневрологический интернат.
Сегодня диагностика аутизма — это достаточно длительный процесс. Вы периодически приводите ребенка к врачу, и он за ним наблюдает. При этом специалистов высокого уровня в сфере расстройств аутистического спектра у нас (как и во всем мире) совсем не много. Этот диагноз стали ставить не так давно.
Кроме того, расстройства аутистического спектра очень стигматизированы. Родителям сложно с таким ребенком выйти на улицу, потому что он неуправляем. Он не откликается, когда его зовут, у него нет страха перед проезжающей машиной. Если он увидел игрушку у другого ребенка, он может ее забрать. И это замкнутый круг. Ведь если у ребенка нет социализации, он не видит, как правильно себя вести, он не может скопировать правильный шаблон поведения в той или иной ситуации. В итоге на определенном этапе родители приводят повзрослевшего ребенка в школу, а он не разговаривает. Вроде и интеллект нормальный, но он молчит, ведет себя неадекватно. К сожалению, такие случаи не редки. Поэтому, ещё раз повторю, очень важно своевременно диагностировать заболевание. И как раз на это направлена наша платформа.
Расстройства аутистического спектра характеризуются нарушениями в социальном взаимодействии и коммуникации — процессе общения и передачи информации другим людям.
— То есть платформа позволит, как можно раньше начать заниматься социализацией ребенка. Расскажите подробнее, как она работает?
— Есть приложение, которое устанавливается на компьютер. Ребенок занят игрой, а нейронная сеть считывает, как он двигается, на чем фокусируется в процессе игры. Таким образом, определяется, относится ли он к группе детей в спектре или нет. Игры создавались совместно с врачами-неврологами. В них учтены особенности таких детей, чтобы сделать сам процесс интересным.
Платформа также включает в себя анкеты для родителя и врача. Они отвечают на вопросы, которые помогают выявить отклонения в развитии ребенка. На основании всего этого автоматически формируется результат, который врач использует для постановки диагноза.
— Насколько я понимаю, стартап можно действительно назвать уникальным. Что-то подобное есть в других странах?
— Если говорить о мировом опыте, то постановка диагноза в развитых странах в среднем варьируется в интервале 4-5 лет. В итоге у нас остается условных полтора года, чтобы научить ребенка говорить. Внедрение же нашего приложения потенциально способно на два года снизить возраст постановки диагноза. У нас достаточно высокая прогностическая точность. Порядка 87% в случае наличия заболевания. В мире ведутся активные исследования в этом направлении, но действующего подобного продукта в масштабах страны нет. Мы можем встать в авангарде решения задачи ранней диагностики аутизма в мире, простите за пафос.
Наше приложение позволяет определить какие функции у ребенка страдают больше всего (моторная функция, речь, внимание и т. д.) и рекомендовать, что нужно сделать врачу, чтобы улучшить этот параметр, а также отслеживать динамику развития.
Есть две компании в США, которые занимаются похожей тематикой и даже одно из них уже зарегистрировано в FDA (Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов. – Прим.авт.). В отличие от нашего приложения, на мой взгляд, их алгоритмы ориентируются не столько на наблюдение за поведением ребенка с использованием нейронных сетей, сколько на анкеты родителей и врачей. Это относительно устаревший подход. Они анализируют всего 30-50 секунд видео с ребенком, но за это время нельзя понять, есть ли у него расстройство. Вторая платформа больше подходит для адаптации в обществе такого человека, но не для диагностики.
— Как вы планируете развивать платформу?
— Мы запустились в 2021 году, в прошлом году смогли запустить пилотный проект совместно с БелМАПО и Минздравом. В дальнейшем планируем повысить точность приложения и решить некоторые технические проблемы, связанные с высокими требованиями к используемому железу (требуется хорошая камера, решаем вопросы с кроссплатформенностью, оптимизипуем трафик и т.д.). Сегодня в нашей компании десять человек. Пять из них врачи, которые дают нам обратную связь по использованию приложения, помогают делать игры, обучать нейронную сеть.
— И все-таки, какую основную задачу в первую очередь вы перед собой ставили?
— Изначально была идея помочь своей стране, чтобы сдвинуть проблему несвоевременной диагностики аутизма с мертвой точки. Поэтому мы очень рады успешной реализации пилотного проекта и планам Министерства здравоохранения по внедрению вебприложения с анкетами для родителей и врачей в повседневную практику детских поликлиник.
— Какие сложности были с реализацией стартапа?
— В процессе реализации выяснилось, что далеко не все родители готовы потрать 15 минут времени на заполнение подробной анкеты, поэтому количество вопросов было сокращено. Также были сложности с пониманием сути вопросов, соответственно потребовалось их значительно упростить. Возникали проблемы с установкой программы на разных версиях операционной системы, тогда было принято решение перейти полностью на вебприложение, что повысило требования к серверной части проекта. Но в итоге все проблемы были оперативно устранены и сейчас любой желающий может воспользоваться нашим приложением для диагностики РАС абсолютно бесплатно.
В ближайших планах – дальнейшее развитие проекта, в частности, встреча с Белорусским союзом женщин. Хотелось бы предложить инициативу законопроекта, связанного с инклюзивным обучением людей в спектре в СУЗах и ВУЗах, а также систему стимулирования работодателей для инклюзивного трудоустройства. Все дело в том, что уже накоплен положительный мировой опыт по решению этих проблем с помощью экономических стимулов (налоговых льгот и государственных субсидий). Такой подход оказывается выгодней с экономической точки зрения для бюджета страны, если учитывать социальные пенсии и пособия, которые государство вынуждено выплачивать оставшимся без работы инвалидам. Если к этому еще добавить эффект, возникающий благодаря зарплатам вовлеченных в трудовую деятельность (тех, кто не был задействован раньше), можно увидеть насколько эффективна стратегия развития инклюзивного трудоустройства для государства.
— Ваш проект победил в номинации Creative конкурсной программы Белагропромбанка. Там же были представлены и другие интересные инициативы. Поделитесь впечатлениями.
— Мы участвовали в республиканской конкурсной программе «Стартап-марафон» — уникальном интенсиве, который собрал множество инновационных идей, талантливых людей. Атмосфера была очень крутая. Несмотря на то, что мы были конкурентами, все друг другу помогали и поддерживали. Общаясь с ними, я лишний раз убедился, насколько белорусы креативные, предприимчивые и добрые люди.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал Минская правда|MLYN.by, чтобы не пропустить самые актуальные новости!