Меню

Белорус, герой Советского Союза. История заслуженного штурмана-испытателя Сергея Алейникова

Алейников
Фото: из открытых источников

Представляем земляка — Героя Советского Союза Алейникова Сергея Петровича.

Сергей Петрович — белорус, уроженец Могилевской области. В 1927-1929 годах он работал на торфоразработках и на железнодорожной станции Климовичи. С 1927 года в рядах Красной Армии, прошел путь от метеоролога до штурмана бомбардировочного полка авиации дальнего действия. Алейников — участник советско-финской войны, активный участник Великой Отечественной войны, удостоен звания Героя Советского Союза. После войны Сергей Петрович на испытательской работе, он удостоен почетного звания Заслуженного штурмана-испытателя СССР.

О боевых делах Алейникова языком наградных листов

«Во время разгрома немецко-фашистских полчищ под Москвой, выполняя боевое задание днем по бомбардированию танковой колонны, невзирая на сильный огонь зенитной артиллерии противника, проявляя мужество и геройство, вывел самолет точно в цель и прямым попаданием бомб с высоты 400 метров уничтожил 3 танка. От прямого попадания снарядов зенитной артиллерии противника самолет загорелся. Штурман Алейников не растерялся, перешел на дублирующее управление и помогал летчику Андрееву вести горящий самолет. Перевалив линию фронта, горящий самолет мужественно посадили на фюзеляж, и экипаж остался невредим».

«При выполнении боевого задания на бомбардирование ж/д. узла Смоленск, по собственной инициативе пристроился в хвост самолета Ю-88, пришел на аэродром Смоленск, и одиночно отбомбился. В результате снайперского бомбометания с малой высоты уничтожил 15 самолетов противника на стоянках, что подтверждено агентурными данными. За отличное выполнение задания и проявленные инициативу и геройство, штурману Алейникову командир авиадивизии объявил благодарность».

 «В ответ на правительственную награду т. Алейников еще с большей напористостью громит врага. Особенно большую работу вел по разгрому скопления мотомехчастей противника в районе Сталинграда, делая по 2 боевых вылета в ночь. Прямым попаданием т. Алейников уничтожил самолет противника и на аэродроме вызвал пожар».

«Умело организует и руководит боевой работой штурманов, терпеливо и настойчиво выращивает боевые кадры. Много уделяет внимания повышению боевого мастерства штурманов. Как штурман подготовлен отлично и грамотно передает свой боевой опыт подчиненным. Как лучшему из лучших опытному боевому штурману командование доверяло и доверяет самые ответственные боевые задания».

 «Совершил 221 успешных боевых вылетов, из низ 194 ночью, в том числе 11 вылетов на бомбардирование в глубоком тылу фашистской Германии. За время боевой работы по разгрому немецко-фашистских захватчиков совершил налеты:

 — на крупные железнодорожные узлы — 73 вылета;

 — на штабы — 4 вылета;

— на аэродромы —30 вылетов;

— на железнодорожные мосты —7 вылетов;

— на скопление войск —35;

— на бомбардировку укрепрайонов — 61 вылет».

                                    Боевой путь Сергей Алейникова

 Свое боевое крещение Сергей Алейников получил в советско-финской войне 1939 — 1940 годов, тогда он совершил 15 результативных боевых вылетов. Опыт, полученный во время этой войны, закалил его характер. Алейников научился быстро принимать правильные решения в критической воздушной обстановке и слаженно действовать с другими членами экипажа. Но он и не думал, что это лишь начало его долгой и опасной боевой летной работы.

 Великая Отечественная война застало старшего лейтенанта Сергея Алейникова на высших курсах усовершенствования штурманов в Полтаве, но наш земляк рвался на фронт.  Первые боевые вылеты старший лейтенант Сергей Алейников совершил на двухмоторном дальнем бомбардировщике Ер-2 (другое название ДБ-240, прим.) и проявил штурманскую грамотность, выдержку и хладнокровие в сложной боевой воздушной обстановке. А когда в воздушных боях при защите неба Москвы самолет был подбит, то и личную смелость и находчивость. И во многом благодаря его штурманским расчетам, своевременным подсказкам командиру и практической помощи в управлении самолетом, экипажу удалось дотянуть до своей территории.

 В 1942 году Сергей Алейников переучился и успешно освоил самолет Ил-4, это был тоже двухмоторный дальний бомбардировщик, как дальнейшее развитие самолета ДБ-3Ф, и на этой машине Алейников в 1942-м году принимал участие в бомбардировках Берлина, Будапешта, Данцига (ныне Гданьск в Польше) и Тильзита (ныне город Советск Калининградской области).

О первых ударах нашей авиации дальнего действия по фашистской Германии в 1941 году хорошо известно, о налетах же в 1942 году крайне мало. Поэтому немного истории :  в июне 1942 года 17 экипажей  прилетели на аэродром в Монино под Москвой, где собиралась объединенная группа из лучших экипажей авиации дальнего действия. И уже ночью 2 июля состоялся первый массированный авиаудар. Летчики, участвовавшие в нем, волновались, вдруг в сплошном мраке, при низкой облачности, проскочат мимо. Но когда через три с лишним часа под самолетами мелькнула матовая поверхность Немана, успокоились: вышли к Тильзиту. Еще несколько минут, и ведущий сбросил бомбы на военные предприятия, другие самолеты бомбили склады оружия и боеприпасов, нефтехранилище. С рассветом все экипажи благополучно вернулись на аэродром. 

18 июля 75 советских бомбардировщиков вылетели на Кенигсберг.  Вот что рассказал впоследствии о том боевом вылете воздушный стрелок-радист Василий Гречко: «Боевые машины с полным боекомплектом и подвесными баками медленно набирали высоту. На линии фронта нас запоздало обстреляли зенитки. Входим в плотную облачность. Высота 3500 м. Неожиданно появились вспышки огней. «Неужели зенитки бьют?» —  предположил штурман. Нет, это были грозовые разряды. Вскоре концы винтов образовали огненные кольца. С плоскостей, казалось, срывались языки пламени. Корпус самолета так наэлектризовался, что начал светиться. «Из-за сложной и опасной погоды к цели тогда дошли только 38 экипажей, но боевое задание было выполнено.

 И вот 25 августа, долгожданный вылет на Берлин. Самолеты вышли к Балтике, а там — сплошные грозы. К Берлину пробилось только несколько экипажей, другие сбросили бомбы на порты Польши и Кенигсберг. Вторая попытка, более успешная — 29 августа.

 Именно 25 августа 1942 года, когда летали бомбить Берлин, самолет Алейникова, уже на обратном курсе, был подбит фашистскими истребителями. Загорелось правое крыло, огонь стал подбираться к кабине, и командир приказал всем выброситься с парашютом. Лишь благодаря сильному западному ветру все члены экипажа удачно приземлились на своей территории. 5 сентября 1942 года штурман Алейников прокладывал курс уже на Будапешт, и несмотря на сложные метеорологические условия, боевое задание было успешно выполнено.

 А 13 сентября 1942 года штурман Сергей  Алейников  наносил бомбовые удары по военно-промышленным объектам Данцига (Гданьск) и Тильзита (Советск). В Данциге возникло большое число очагов пожара, из них 7 — крупных. Лишь в районе складов портового управления в данцигской верфи было зафиксировано 9 очагов пожара и несколько взрывов.

 Большую же часть Великой Отечественной войны Сергей Алейников воевал на поставляемых по ленд-лизу американских бомбардировщиках B-25 «митчел», и  основными целями для летчиков полка Сергея Алейникова были танковые и автомобильные колонны противника.  В сентябре 1943 года за отличия в боях по освобождению Смоленска полку было присвоено почетное наименование «Смоленский».

 А гвардии майору Сергею Алейникову командование полка доверяло самые ответственные боевые задания. К маю 1944 года он совершил 221 боевой вылет на разведку и бомбардировку объектов противника, в том числе и в глубоком тылу врага, не имея ни одного случая потери ориентировки. Над целью штурман Алейников всегда делал по 3-4 захода, и бомбил противника только прицельно.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство гвардии майору Алейникову Сергею Петровичу было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Послевоенные достижения нашего земляка

 Герой Советского Союза подполковник Сергей Петрович Алейников по окончанию Великой Отечественной войны продолжил службу в Военно-Воздушных Силах. Кстати, летал он в одном из полков авиации дальнего действия, базировавшихся в родной Беларуси.  В 1946 году, когда подполковник Алейников по болезни был уволен в отставку, не желая расставаться с небом, он переехал в Москву. С 1947 по 1973 годы он работал в Научно-испытательном летно-исследовательском центре на должности штурмана-испытателя, где пригодились его боевой опыт и знания. И многие годы Сергей Петрович успешно проводил испытания самолетного и радиолокационного оборудования, а к его наградам в годы Великой Отечественной войны: орденам Ленина, Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени и Красной Звезды добавилось и высокое звание «Заслуженный штурман-испытатель СССР».

В Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны хранятся личные вещи, документы и фотографии Сергея Петровича Алейникова, переданные им лично. В Москве, на доме, где проживал славный сын белорусского народа, Герой Советского Союза Сергей Алейников, установлена в его честь мемориальная доска, а в Могилеве имя Героя носят улица и музей средней школы № 20.

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59