Бойня в школе и бандитские войны в стиле 90-х: что может превратить Швецию в «скандинавскую Сицилию»

В спокойной ранее Швеции произошла ужасная трагедия — вооруженный преступник устроил бойню в образовательном центре. К тому же, уже несколько лет криминальное насилие захлестывает страну.
Резня в Эребру
Последнее преступление стало самым массовым и страшным расстрелом в истории Швеции. 4 февраля в учебном центре города Эребру человек в военизированной форме открыл стрельбу из полуавтоматического оружия. Стрелок неторопливо ходил по коридорам, ведя огонь на поражение по всем, кто попадался ему на глаза. Учащиеся выбегали на улицу или пытались забаррикадироваться в классах и туалетах, прячась под парты. Полиция прибыла на место всего через несколько минут, обнаружив страшную картину: трупы, раненых и испуганных людей, а также полный хаос. Злоумышленник к тому времени зажег дымовую шашку, что мешало ориентиции, а звуковая пожарная сигнализация усиливала панику. Внутри школы полицейские увидели человека с винтовкой, который предположительно открыл стрельбу и по ним. Поэтому патрульные предпочли укрыться и ожидали прибытия спецназа. Огонь по преступнику шведские силовики не открывали.
На сайте полиции появилась информация о происходящем с призывом к населению оставаться дома и не приближаться к району Вестхаги, где происходила стрельба. Полицейские также заблокировали учеников в расположенных рядом школах и посетителей одного из ресторанов.

Лишь после прибытия подкрепления, силы полиции, насчитывавшие уже более сотни человек, начали прочесывать здание. Спустя час после начала происшествия в одном из помещений был обнаружен труп предполагаемого стрелка с оружием и большим количеством боеприпасов рядом. Очевидно, нападавший покончил с собой. В здании было найдено 11 трупов, семь из которых — женщины. Шестеро пострадавших были доставлены в больницу, где пятерым из них были проведены операции. Вечером того же дня спецназ с осторожностью вошел в дом предполагаемого убийцы, где был проведен обыск.
На месте трагедии жители Эребру зажгли свечи и провели стихийную демонстрацию протеста.
Стрельба по национальному признаку
Вскоре шведские СМИ опубликовали имя подозреваемого в массовом расстреле — 35-летнего Рикара Андерссона. Ранее он не был известен полиции, не привлекался и не состоял в бандитских группировках. Журналисты раскопали подробности его биографии: Рикард был замкнутым одиночкой, плохо учившимся в школе и переведенным в спецкласс для детей с ментальными проблемами. Последнее время он был безработным и лишенным пособия. До 2020 года Андерссон несколько раз путешествовал по экзотическим странам. Скрытный, он почти не присутствовал в социальных сетях.

Однако первое время в полиции отрицали, что происшедшее в Эребру может быть террористическим актом или иметь националистические мотивы. Что же на самом деле произошло в школьном кампусе? Был ли это бытовой конфликт, криминальные разборки или же убийца был хейтером-«колумбайнером»? В мире существует движение поклонников массового расстрела в школе «Колумбайн» (США), совершенного в 1999 году на почве немотивированной ненависти к обществу. Тогда было убито 13 человек, а сегодня существуют даже музыкальные группы, восхваляющие этот акт насилия.
Некоторые обстоятельства сразу заставили заподозрить расистские мотивы в действиях стрелка из Эребру. По информации журналистов, у матери Андерссона появился новый супруг африканского происхождения, и после этого характер мальчика радикально изменился. Во взрослом возрасте Рикард практически не поддерживал связи с семьей и даже сменил фамилию.
Большинство жертв бойни в Эребру — мигранты из Афганистана и других стран, обучавшиеся в образовательном центре. Одним из решающих факторов в пользу теории ксенофобских побуждений стрелка стала видеозапись, сделанная во время расстрела, на которой слышен голос, произносящий: «Вы уберетесь из Европы!» Хотя официально не утверждается, что эти слова принадлежат подозреваемому, трудно предположить, что они могли исходить от кого-либо из жертв.
9 февраля полиция заявила, что не исключает расовых мотивов в действиях преступника, а на следующий день было окончательно установлено, что Рикард Андерссон является преступником, совершившим массовое убийство в школьном кампусе.
Кроме того, вопросы вызвало наличие у Андерссона, имевшего психологические проблемы, разрешения на огнестрельное оружие. В его арсенале было четыре единицы огнестрельного оружия, включая две полуавтоматические винтовки «Браунинг» и «Ругер».
С ними стрелок и отправился «на дело». Три ствола Андерссон пронес в школу в сумке-футляре от гитары, после чего переоделся в полувоенную униформу и открыл огонь.
Независимые эксперты и общественность также критиковали нерешительные действия полиции, которая так и не вступила в огневой контакт с преступником и не смогла его нейтрализовать. Полицейские оправдывались тем, что в обстановке всеобщей сумятицы и задымления было трудно точно идентифицировать стрелка. После происшествия многим полицейским пришлось оказывать психологическую помощь.
В Швеции преступления на националистической почве имели место и ранее. Так, в 2023 году в Йордбро 22-летний член неонацистской группировки совершил убийство. Ранее он уже имел несколько приговоров, которые так и не вступили в силу.
Киллеры онлайн
Трагедия в Эребру произошла на фоне криминального насилия, охватившего тихую ранее страну в последние годы. В 2021 году в Швеции застрелили 45 человек. В 2022 году произошел 391 инцидент со стрельбой, в котором погибло уже 62 человека. И это намного больше, чем в среднем по Европе. Одна из вспышек уличного насилия имела место в сентябре 2023 года, когда в Швеции в ходе стрельбы и взрывов за месяц было убито 12 человек. Из них как минимум четыре стали жертвами киллеров по ошибке или случайными жертвами взрывов бомб. Тогда к операции против организованной преступности пришлось подключать и армейские силы.
«Ситуация бесчеловечная, непонятная и экстремальная. Преступность достигла невиданных ранее масштабов», — заявила представитель полиции Катарина Боуэлл на пресс-конференции в Уппсале.
Большинство жертв «Кровавого сентября» 2023 года следует отнести к войне мафиозных кланов «Мансикка» и «Курдикетту». «Боевые действия» начались в Турции, а затем были перенесены в Швецию. Обе преступные группировки конкурируют на «благодатной» ниве наркотрафика.
Кроме вышеназванных группировок в Швеции действует множество других банд. В них может входить до 30 тысяч человек. Лишь в Стокгольме орудует до 40 группировок, и в них состоит более 1000 человек. Преступные организации строятся зачастую по популярному ныне сетевому принципу, без половых и возрастных ограничений. В бандах активно участвуют и женщины, и дети. Причем девушки тоже выступают в роли стрелков. В конце прошлого года одна из них, 20-летняя Кванчай Ямчэнг, первая в истории Швеции женщина-киллер, была приговорена к пожизненному заключению за убийство 17-летнего мальчика. Такой приговор был вынесен со второй попытки — первый раз суд оправдал ее.
Также предполагается, что Ямчэнг была главарем своей банды. Подростки — идеальные киллеры, многие из них действуют безжалостно, но в случае ареста наказание им значительно смягчается. В 2023 году в Скогосе 15-летний член банды застрелил такого же 15-летнего подростка.
В начале 2024 года шведский суд приговорил пятерых членов одной из банд Норрчепинга, в возрасте от 20 до 60 лет, к тюремным срокам от 2 лет и 2 месяцев до 3 лет. Осужденные обвинялись в организации взрывов и участии в криминальной войне в этом городе, сопровождавшейся убийствами, покушениями на убийство и похищениями людей. Две банды конкурировали за рынок сбыта наркотиков. В изъятых телефонах были обнаружены «списки смерти» лиц, подлежащих ликвидации.
Война в Норрчепинге, городе с населением около 100 тысяч, продолжалась в течение всего 2024 года и унесла жизни пятерых человек. Последним в декабре стал рэпер Нинос «Габоро» Хури, за год до этого ставший свидетелем убийства своего друга. Расстрел рэпера на парковке был снят на видео и выложен в интернет, где набрал большое количество просмотров.
В духе времени вербовка киллеров осуществляется и через цифровые сети. Например, велся закрытый канал в ТГ «Дети самураев» (Samurajbarnen), где размещались заказы на убийства, взрывы и нападения. В нем состояло 11 000 человек в возрасте от 13 до 20 лет. Склонных к насильственным преступлениям бот подбирал автоматически, исходя из предпочтений просматриваемого контекста. Организация таких криминальных заказов стала в Швеции и других странах ЕС выгодным бизнесом. За выполнение подряда на взрыв в сети предлагают в среднем 50 тысяч крон, за убийство — 100 тысяч.
Так что истории, показанные в нашумевшем британском сериале о наемном убийце «День Шакала» (2024), основаны отнюдь не на голом вымысле.
И вполне очевидно, что движущей силой этих криминальных войн является торговля наркотиками и бешеные прибыли от этого бизнеса. На постсоветском пространстве об этом пишут не часто, но сегодня Швецию и многие другие государства ЕС буквально захлестнула волна наркомании. Страна стала прибыльным рынком для международной наркомафии. Все это становится возможным, с одной стороны, на фоне либерального законодательства и слабого правоприменения в отношении наркоторговцев и преступников. С другой — растущего социального расслоения и бедности. Правящая коалиция либералов и консерваторов, опирающаяся на парламентскую поддержку ультраправой партии «Шведские демократы», в последние годы проводит политику отмены «шведского социализма». Так, в 2023 году финансирование школ было сокращено до самого низкого уровня с 2007 года.

Параллельно с социальными урезаниями растут военные расходы королевства, вступившего в 2024 году в НАТО. Бюджет вооруженных сил должен был вырасти на 30 процентов, до 11 миллиардов долларов. В то же время в Швеции 1% населения владеет 35% национального богатства, а 90% не имеют дохода от капитала.
Стрелок в Эребру не оставил своего послания. Но 12 февраля было опубликовано его видео, где он говорит об отказе муниципалитета оказывать ему поддержку как безработному. В шведских СМИ это обращение Рикарда Андерссона расценивают как «крик о социальной помощи».
Но националистическая пропаганда и ксенофобские настроения, ныне широко распространенные в обществе, намеренно смещают акценты. И сваливают последствия демонтажа социального государства и другие причины роста преступности на мигрантов и людей с иным цветом кожи. Безусловно, вопреки ложной политкорректности можно сказать, что в бандах состоит очень много выходцев из стран Азии и Африки. Но это связано не с тем, что они якобы имеют склонность к насилию или преступной деятельности, а с тем, что беженцы находятся на социальном дне. И если бы в Швеции не было мигрантов, то «черной» работой по наркотрафику и другим криминальным делам с таким же успехом занимались бы выброшенные на обочину жизни коренные жители. Как, собственно, это и было ранее. Рост же ксенофобских настроений привел к тому, что ультраправые стали второй партией в шведском парламенте, но это никак не улучшило ни социально-экономическое положение страны, ни ситуацию с безопасностью. Вероятно, для решения этих проблем необходим комплексный и универсальный подход. И прежде всего — ликвидация наиболее вопиющих противоречий капитализма, когда любая нажива и прибыль ценятся гораздо выше человеческой жизни.
Швеция является фактически соседом Беларуси по региону, и отношения между нашими народами всегда отличались дружелюбием. Белорусы искренне желают спокойствия и стабильности этой самобытной скандинавской стране.
Автор: Юрий Глушаков
Рекомендуем

