Мёрзнешь, немец? Как зелёная шизофрения добила атомную энергетику Германии, а заодно и Литву
В самый разгар морозов, в середине января, канцлер Германии Мерц вдруг горько изрёк: «Отказ страны от атомной энергетики был серьезной ошибкой… Мы сейчас осуществляем самый дорогостоящий энергетический переход в мире. Я не знаю ни одной другой страны, где это было бы так сложно и дорого, как в Германии»… Что, мёрзнешь, немец? Как под Сталинградом? Вот тут уж я не могу не оттоптаться на костях…
Таблетка памяти
70 лет назад наука доложила человечеству, что с помощью «мирного атома» можно, не сжигая в топках нефть-уголь-дрова-торф-кизяк-еретиков, получать совершенно чистую электрическую и тепловую энергию, много.
«Немирный атом» наука придумала гораздо раньше. Придумали его в США, в стране, где более всего лауреатов Нобелевских премий мира. В августе 1945-го американцы долбанули своим немирным атомом по головам провинившихся перед ней японцев. Получилось эффектно.
А вот СССР, который в то время сильно отставал от США в части немирного атома (но потом-таки догнал), освоил первым тему МИРНОГО атома. Кто не в курсе, первая в мире атомная электростанция заработала именно в СССР уже в 1954 году, в подмосковном городе Обнинске. Она давно своё отработала, сейчас там — музей, я там был, всем советую.
Началась эпоха ядерной энергетики. Я немножко в теме, будучи студентом, поработал лаборантом на Саласспилском ядерном реакторе (Латвия), реактор был не энергетическим, а экспериментальным, маленьким. Но мирным — точно, свидетельствую.

В 1960-е, 1970-е и в начале 1980-х ядерная энергетика переживала свой фантастический расцвет. В мире строились сотни реакторов разных систем и мощностей. Лидеры — США, Франция и СССР. Где-то рядом — Япония и отдельные европейцы, вроде Германии. Наука и инженерия только осваивала эту незнакомую для неё отрасль. Были удачи, были и неудачи, новое не бывает без них.
И аварии были. Первая серьёзная — на американской АЭС Три-Майл-Айленд, в 1979-м. Тогда в атмосферу вылетело дофига того, что не должно было вылететь. Но не фатально, почти… А вот через семь лет вылетело — ой-ой-ой, авария на Чернобыльской АЭС. Появилась в СССР даже специальность «Ликвидатор аварии на Чернобыльской АЭС». За неё до сих пор пенсии специальные платят…
Зелёные и немцы
Где-то в начале 1970-х возникло в мире такое движение — Гринпис. Под благородной и, в принципе, полезной идеей защиты природы. Занимались всем чем: от спасения гренландских китов до сохранения редких сусликов в Австралии.
Через некоторое время мировые нефтяные гиганты придумали Гринпису более конкретное применение. Бурит, например, британский «Шелл» скважины в Северном море, а тут подскакивают на мощных катерах безбашенные гринписовцы и блокируют подход нефтеналивного танкера. Шум, гам, пиар, антипиар, у «Шелла» убытки…

Открою страшную тайну: катерами и деньгами гринписовцев снабжал американский конкурент «Шелла» — «Эксон Мобил». Чтобы продать побольше своей нефти, набуренной в Мексиканском заливе. Гринписовцы зажили дорого-богато. А что такого? Монетизацию борьбы за права австралийских сумчатых сусликов никто не отменял!
И в конце 1970-х политики смекнули: так почему бы «зелёную идею» не монетизировать и в политике? Идея-то годная. В мире начали возникать разные партии зелёных, сейчас они есть более, чем в 90 странах. В Германии же зелёные появились одними из первых…
Вот тут-то им и попёрло!
В 1986-м, когда в СССР грянул Чернобыль, немецкие зелёные подпрыгнули от радости: есть, есть мишень! Атомная энергетика, в ней всё зло. И какая же тема роскошная, весь мир под завывания СМИ начал непроизвольно мочиться в штаны от радиофобии. Помноженной на антисоветизм. Требуем прекратить строительство в Германии новых ядерных реакторов! Немедленно! И строительство реально притормозило.

Тут я открою очередную тайну: учёные и инженеры ядерщики и безо всяких зелёных притормозили бы. Как минимум до выяснения, что у русских пошло не так, и что нам надо модернизировать в части безопасности, чтобы избежать подобного. Но зелёные сказали: этого мы добились. Голосуйте за нас! Так зелёные Германии из фриков-маргиналов превратились в реальную политическую силу.
А уж когда в Японии в 2011-м грохнула Фукусима… Полагаю, зелёные Германии на взрыв каждого японского реактора, а их там взорвалось три, открывали шампанское. Хлопая пробками в небо, туда же, куда улетели крышки с японских реакторов.
И аргумент был — неубиваемый. С Чернобылем есть отмазка: типа, эти русские — криворукие, пьяные, у них медведи заколачивают уран в активную зону балалайками. Но тут взорвалось у ЯПОНЦЕВ! У нации, которая в мире считается эталоном порядка и тщательности, вы на икебаны их поглядите.
Шарман, шайзе!
И германский Бундестаг, ругаясь про себя «о шайзе!», принял-таки решение закрыть ВСЕ свои атомные станции. Старушка Меркель, кстати, сначала была против, но и она поникла головой под пенной зелёной волной, сдалась.
В 2001-м году в Германии работало 19 энергоблоков на 12 АЭС, поставляя стране более четверти электроэнергии. Через 10 лет, на момент решения о полном отказе от ядерной энергии, осталось всего 9. А 15 апреля 2023 года были заглушены последние три АЭС Германии. Полный капут.

И вот тут уже шампанское открыли южные соседи немцев — французы. Что, эти колбасники-боши убили свою атомную энергетику? Шарман, блин! Теперь-то мы на них пожируем. Любовь французов к немцам давно известна. А Франция, на минуточку, — крупнейший экспортёр электроэнергии в мире. На душу населения она на первом месте по количеству ядерных реакторов — аж 57. Более 70% энергии Франция получает именно из мирного атома.
Зелёная шизофрения
Грязно ругающиеся немецкие энергетики расчехлили свои угольные электростанции. УГОЛЬНЫЕ, камрады. А уголь, как источник энергии, самый грязный по части выброса СО2 и прочей гадости. Хуже него только торф и дрова. Угольные карьеры Германии заработали на полную мощность. А куда денешься? Глобальное потепление никак не наступает, а немецкий народ мёрзнет.
Кстати, о глобальном потеплении. Тут неувязочка получается. С одной стороны немецкие зелёные требуют снижения выбросов СО2 в атмосферу. А с другой — празднуют победу над мирным атомом, который вообще СО2 не выбрасывает. Любой студент-психиатр вам скажет: это классическая шизофрения.
Давайте я вас рассмешу. Знаете, сколько СО2 выбрасывает на производство одного киловатт-часа Франция в среднем по отрасли? 35-40 граммов. А сколько Германия? Держитесь за стул — 450-480 граммов! В 12 раз больше. Грандиозная победа немецких зелёных, ведь правда? Над здравым смыслом, да.

Немецкие зелёные сейчас активно топят за полный переход на электромобили: они же СО2 не исторгают, они чистые. — А откуда заряжать эту вашу зелень? — Ты что, дурак? Понятно откуда — из розетки. — А в розетку как электричество попадает, не с угольных ли электростанций? — Оно там само образуется! Всегда так было!
Зелёные всего мира — фантастические неучи, их мессия — святая Грета Тунберг. Которая в 15 лет вместо изучения физики в школе сидела возле шведского парламента с плакатиком «Школьная забастовка за климат!». Высидела себе мировую известность и примерно шесть миллиардов долларов чистого дохода, как подсчитали журналисты. Монетизация зелёной повесточки, а что такого?
Литовские слёзы…
Где-то в уголке вместе с Мерцем горько заплакала экс-президент Литвы Даля Грибаускайте. Именно при её правлении по требованию Евросоюза в морозную новогоднюю ночь на 1 января 2010 года был окончательно заглушен последний реактор Игналинской АЭС. За три месяца до сего события я брал у неё интервью. Спросил: а что Литва будет делать без атомной энергии? У вас же ни угля-нефти-газа своего нет…— Мы вместо советской тоталитарной АЭС построим свою, с электронами свободы. Уже и название придумали — Висагинская АЭС, инвесторов найдём, скинемся, Литва, Латвия, Эстония и Польша, — отрапортовала она…

Окончив интервью, выключив диктофон, я спросил не для прессы: а вы сами-то в это верите, Даля Поликарповна?
— Не очень, — ответила она. — Но Евросоюз ещё в 1995-м поставил нас условие для вступления — закрытие ИАЭС, Литва его подписала. Что я могу теперь поделать?
И грустно улыбнулась.
16 лет прошло, инвесторов как не было, так и нет, есть только название, да и оно уже забылось… Холодно этой зимой, очень, киловатт-час в Прибалтике — второй после Германии по цене, около рубля на белорусские деньги…
П.с. А вы знаете, какое полное имя у Греты Тунберг? Грета Тинтин Элеонора Эрнман Тунберг, вот так! Живите теперь с этим…
Рекомендуем