Весна — время интересного переплетения традиционных народных, оставшихся нам от языческого прошлого, и христианских праздников, обычаев, обрядов… Гуканне вясны и Пасха, Радуница и День поминовения усопших, Масленица и Вербное воскресение, Благовещение Пресвятой Богородицы и другие — все эти приметы жизни наших предков, словно яркие частицы калейдоскопа, перемешавшись в загадочный рисунок, расцветили бытие современного белоруса. Святочная связь времен, протянувшаяся из прошлого в настоящее, видна на фотоснимках, хранящихся в Белорусском государственном архиве кинофотофонодокументов (БГАКФФД) и публикуемых впервые.
1-3. Ящики-«бараны», элемент древнеславянского культа мертвых, на могилах, куда их положили родственники усопших, проведовавшие поминаемых на Радуницу, Гресский район тогда еще Минской области, май 1928 г.
Льняная ткань на крестах могил как пожелание долгой и здоровой жизни живым от лица усопших (элемент древнеславянского культа мертвых) на кладбище деревни Мократь Гресского района тогда еще Минской области, май 1928 г.
Женщины-белоруски в национальном костюме толкут травяной экстракт для браги на Пасху, деревня Шкураны Слуцкого района, весна 1925 г.
Гуканне вясны в Заславле. Горожанка в традиционном национальном костюме, апрель 1983 г.
Пронос символичной птицы на Гуканнi вясны в Несвиже, Минская область, апрель 1985 г. Современное прочтение древнего славянского, германского, кельтского обычая хода с мумифицированной птицей, «зовущей» живых собратьев на возвращение из теплых стран.
Гуканне вясны в городском парке Солигорска, апрель 1992 г.
Крестный ход в День поминовения усопших (Радуница) на кладбище в Колодищах, Минский район, май 1992 г.
Гуканне вясны в Слуцке, Минская область, апрель 1983 г.
Ксендз костела Святого Иосифа Томаш Лях в день Пасхи в деревне Забрезье Воложиснкого района, Минская область, апрель 2000 г.
Юная беларуска в народном костюме на гулянье по случаю Гукання вясны, Минская область, апрель 1983 г.
Митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Беларуси Филарет во время освященной вербы в Свято-Духовом Кафедральном соборе Минска, 12 апреля 1998 г.
Верующая, жительница Минского района, в Вербное воскресение у Минского костела Святого Симеона и Святой Елены в Минске, что часто собирает в своих стенах католиков окрестностей столицы, апрель 2000 г.
Пасхальное освящение угощений военнослужащим у храма Мученика Иоанна-воина, расположенного на территории 2-й отдельной специальной милицейской бригады внутренних войск МВД РБ, деревня Околица Минского района, май 2000 г.
Масленица в Слуцке. Праздничное шествие к месту сожжения чучела Зимы, март 2005 г.
Военнослужащие бригады спецназа внутренних войск МВД, расквартированной в Уручье (Минск), демонстрируют закалку организма на традиционных городских масленичных развлечениях, март 2005 г.
Освящение пасхальной снеди у Свято-Духова кафедрального собора в Минске, апрель 2007 г.
Участники обряда выпускания голубя на волю в честь празднования Благовещения Пресвятой Богородицы юными православными верующими, Мядель, 7 апреля 2006 г.
Освященная верба и иконы в традиционном «красном углу» в частном доме верующей семьи аграгородка Алесино, Смолевичский район, Минская область, 13 апреля 2008 г.
Празднование Вербного воскресения на площади Свободы в Минске, театрализованный обряд «Въезд Христа на осляти в пресвятый град Иерусалим», 28 марта 2010 г.
Настоятель церкви Преподобной Марии Египетской в Вилейке отец Вадим во время освящения вербы у церкви вдень празднования Вербного воскресения, 17 апреля 2011 г.
Учащиеся Борисовской детской хореографической школы искусств во время праздника «Масленица», организованного руководством школы у Дома культуры «Экран» Борисовского филиала КУП «Миноблкиновидеопрокат» в родном городе на масленичном угощении, 14 марта 2016 г.
Сотрудники Борисовского государственного колледжа во время районного праздника «Масленница» на площади у Дворца культуры имени Максима Горького в Борисове, 14 марта 2016 г.
Автор: Андрей Мегас, Ксения Ложечник