Меню
Голас Любаншчыны

Наши праздники — прививка от западных оборотней

фонтан
Фото: Архив МП

Мудрецы, философствующие на университетских кафедрах и в уютных кабинетах Академии наук, пишут увесистые учебники по идеологии, бомбят ВАК работами на соискание научных званий, но это так и остается достоянием «научной песочницы» и списком использованной литературы в очередных научных работах. А все гениальное — просто. Часто цепляющие посылы звучат из уст Президента.

Остальная гвардия идеологов, вместе взятых, не дотягивает до харизмы Первого и не имеет тонкого чутья Президента на запросы общества. Но иногда надо идти и против сформированного мейнстрима, даже когда свои косятся с ухмылкой Фомы Неверующего. Необходима сила характера, вера в результат, непоколебимое мужество. Нужно быть политруком, поднимающим роты в атаку под шквальным огнем противника. Нужна идея. Для всех родная. Да еще с национальным подтекстом. Гениальное, как уже говорилось, просто. На поверхности. В календаре. В наших праздниках, в том числе весенних: от Пасхи до Дня государственных символов.

Дресс-код ментальности

Праздник — это зеркало цивилизации. Весна — это всегда перезагрузка, новый поток. Расцвет и сила. Дыхание жизни. Природа сбрасывает с себя груз зимы, очищается от прошлогоднего мусора. Так и человек — сбрасывает груз нехороших поступков и мыслей. Пасха всегда совпадет с весной. Весной души. Расцветают не только яблони, но и души. А мы, белорусы, привыкли к белому, светлому узору. Такой же дресс-код нашей ментальности.

Славяне — пасхальная цивилизация. Романо-германская группа — цивилизация Рождества, ярмарок и фестивалей. Правда, теперь там не уточняют, Рождество Кого… И все сводится к примитивным подарочкам в носках. Все глубину рождественского праздника всунули в носок. А скоро это носок будет в цветах радуги. Как вы думаете, есть ли будущее у этой «носочной цивилизации»?

У нас цивилизация Пасхи, жертвенности. Посмотрите на фрески Запада и на наши иконы. Рублевская Троица. Не помпезна. Нет буйства красок. На ней кротость в сочетании с мужеством. Такова наша цивилизация. Без вычурности и нарочитости. Без желания завоевывать. Но с готовностью умереть, чтобы дать жить другим. Такой подход проповедует даже сама природа. Зерно, семя умирает в земле, чтоб к небу тянулся колос, новое растение. Можно ведь и по-другому. Например, греться на солнце, пока не сгниешь. Но природа мудрее. А человек? Человек объявил комфорт новым образом жизни. Даже не надо умирать. Просто сейчас культ Молоха (божества, которому приносили в жертву своих же детей) гармонизировали и прикрыли гендерным плюрализмом — добровольным отказом от продолжения рода. С таким подходом мы воруем у себя же будущее. Это самоубийство. И не важно, атеист ты или агностик. Законы бытия касаются всех.

«Есть вещи, которые молодые люди просто не могут понять в силу своего возраста. Но мы, старшее поколение, можем вовремя и должны вовремя объяснить, что жизненный успех и опыт бессмысленны, когда их некому передать, что нажитые богатства не заменят счастья видеть, как продолжается твой род. И объяснить мы должны раньше, чем придет осознание, что планировать рождение ребенка уже поздно. Все, что появляется в информационном поле — от уличной наружной рекламы или ролика до телевизионной программы, художественного фильма (дай бог увидеть), должно активней показывать, что дети — огромная радость, главный проект в жизни семейной пары», — говорил Глава государства во время традиционного Послания.

Мы так по квартирам и дачам прятались от ковида, что реальную пандемию просмотрели. Философию небытия. Но у нас есть прививка — Пасха. Жертвенность и сохранение библейского человека. Как бы это ни казалось пафосным, но именно за Адама идет борьба. И под Артемовском в том числе.

Пасхальность нашей цивилизации заметна даже по жертвенному отношению родителей к своим детям. На Западе — другое. Демократично не опекают, а теперь толерантно и не рожают. У нас же не семья. У нас топ-менеджер госуправления. У нас — Батька!

И хоть модерновой публике это народное звание не нравится, для глубинного народа Беларуси и России это лучший эпитет.

Радуница — значит «радоваться»

Президент неоднократно подчеркивал: мы стоим на плечах советских гигантов. Мы стоим на плечах предков — воинов Куликова поля и победителей Грюнвальдской битвы. На плечах зодчих Коложи и строителей Брестской крепости. Столичный ампир, заводские трубы, которые тянутся ввысь, научные школы и промышленные компетенции. Это все осязаемо, видимо, понятно. А есть еще та незримая пуповина, связывающая горожанина Полоцкого княжества с пограничником из Бреста. В этом сила нашей истории.

Белорусы всегда помнят своих предков, «бацькоў і дзядоў». Род — родня — Родина. Радуница у нас от слова «радоваться». Радоваться Воскресению из мертвых и вечной жизни. Не всем понятны и близки христианские аксиомы. Но чувствовать радость можно и от встречи с близкими и земляками. От встречи со счастливыми воспоминаниями, своим детством и юностью. С истоками. Со временем, когда все были ближе, а радость не зависела от количества деликатесов на столе или марки автомобиля/бренда гаджета.

Есть прекрасная фраза: «Когда Бог на первом месте, все остальное — на своих местах». Поэтому после Воскресения мы навещаем своих предков. Тех, кто дал нам жизнь и отстоял для нас будущее. Беларусь раньше называли страной замков, сейчас мы — страна мемориалов. Вместо букингемов строили оборонительные сооружения. А мемориалы — это уже дань уважения погибшим. Обелиски почти в каждой деревне. Даже в тех, где нет интернета. И последняя, самая кровопролитная Великая Отечественная война лишь подчеркнула нашу связь с предками. Это делает нас непобедимыми, сопричастными к подвигу дедов и прадедов.

Президент сказал: «Безусловно, вопросы защиты своего национального наследия — это задачи, на решение которых должна быть нацелена вся сфера культуры.

Мы всегда достаточно бережно относились к своей культуре, к народному творчеству. Но время ставит новые задачи. Мало беречь и возрождать. Актуальным стал вопрос о поэтапном культурном «импортозамещении».

Скажу прямо и, кстати, тоже опираясь на мнение неравнодушных людей: действительно пора уходить от культурных веяний и празднований, которые противоречат нашим христианским традициям и морали.

Надо активней продвигать свои традиции, свои символы, своих артистов, художников и так далее. Тем более что спрос на отечественное, на родное растет. Причем касается это не только мероприятий».

По словам Александра Лукашенко, люди хотят видеть не импортированные, а созданные в своей стране образы (если хотите, тренды) во всем, начиная от упаковки продукции и заканчивая интерьерным оформлением городской инфраструктуры. На сохранение и популяризацию национальных традиций, ценностей, нашей исторической памяти должны активнее работать отечественные производители.

А ведь эту нить так хотят разорвать! По западным лекалам обращения без отчеств. Забыть батьку, свое отчество — значит оторваться от Отечества. Поэтому нам вместо «Дзядоў» подложили, как змею в кровать, Хэллоуин. Хитрая капитализация дури других, построенная на поклонении заморской нечисти. Вот ростки августа 2020-го. Но пока в Поднепровье и Посожье на крыжах белые рушники, а в Прибужье и Понемонье на могилах горят лампадки, не возьмут нас в оборот западные оборотни.

отменилпобеду_к Пустовому
Отныне 9 мая на Украине — День Европы. Страны, которые отвергают свое прошлое, не имеют будущего

От Пасхи небесной до Пасхи земной

А такие попытки были не раз. Даже во время Октябрьской революции. Революция была реакцией на зажиревшие элитки, на продавшуюся западной мысли интеллигенцию и даже модерновое духовенство. Революция стала и прожектом создания нового человека. Но не смогли коммунары и интернационал выветрить из наших сердец духовные скрепы. Бытие определяет сознание.

Глубинный народ отверг нафталиновые лозунги, как только их глашатаи разбежались, как мыши, по норам истории и европам. А вот искренность идей, которых тоже было немало при Союзе, жива. День труда празднуем до сих пор. Пропах потом. Пережиток? Ничуть. Труд — это так по-белорусски! Мы же привыкли все со своих мозолей. Не обманом, как создавали мировую финансовую систему частные банкиры США. Не убийством аборигенов и уничтожением целых стран и народов. Это ж излюбленное геополитическое сафари англосаксов. Их прям называют цивилизацией моря. На смену пиратским суденышкам под патронажем британской короны (грабить — плохо, но с лицензией от ее величества — можно) пришли авианосцы.

Пасхальная жертвенность предков позволила нам стать теми, кто мы есть. Белорусами. Нацией.

Мы же, наоборот, цивилизация суши. Земли. С нее кормимся. Ее и защищаем. Созидание — только одна из черт нашего характера. Как и соборность в труде. Это и есть толока. Подобное уникальное явление отражено даже в географическом названии — Толочин.

Посадить деревья в Хатыни, покрасить детскую площадку в Каменной Горке, навести порядок в гродненском парке имени Жилибера. Не важно где. Главное — сопричастие. И вклад в общее дело. В место силы или в месте памяти целого народа.

Одновременно дата силы и памяти — День Победы. Почему так трепетно? Почему сам праздник поднят до высот Кургана Славы, пика штыка в Брестской крепости, до ордена, венчающего монумент на столичной площади Победы? Один день вобрал всю нашу тысячелетнюю историю государственности. Борьба за возможность людьми зваться. Сотни и тысячи поколений готовы были заплатить за это жизнью. В нашем победном ликовании «ура!» — скрежет мечей в битве с татарами на Синих водах и звон падения рыцарского авторитета под Грюнвальдом, начало полтавской катастрофы для шведов под белорусской деревней Лесная и дно для европейской армады Наполеона на Березине. И снова уже волны белорусского Буга поглотили «непобедимую» нацистскую машину.

День Победы. Это боль тех, кто сожжен заживо в хатынских сараях, замучен «изощренными гуманистами» в подвалах гестапо.  Это память о каждом третьем белорусе, чью жизнь отняла война. Но для нас это не день скорби. Для нас это день радости со слезами на глазах. День Победы — это земная Пасха.

Стоят врата бессмертия Бреста, отстроился и расцвел уничтоженный до уровня землянок Минск. Живет Беларусь. Помнит Беларусь. Каждого третьего.

Можно долго рассуждать о том, накормит ли фермер страну, улучшит ли заморский инвестор акционную привлекательность тракторного. Можно даже блогерствовать про Болонский процесс и токсичность пропаганды. Но все это белый шум по сравнению с коротким вопросом: что для тебя День Победы?

Все закорючки истории, биографические зигзаги государственности отражены на нашем флаге. Песня нашей национальной души — гимн — мирная. А наша ментальность — это не свирепый взгляд и распущенные когти, как у заморских ястребов и орлов. Это честный труд, золото колосьев, урожай будущего, выросший из пасхальной жертвенности зерна предков.

ГУ" Березинский районный центр по обеспечению деятельности бюджетных организаций"
Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59