Как живет и работает в сельской школе участник первого отбора проекта «Учитель для Беларуси»
В субботу в актовом зале Березинской гимназии было необычно шумно и весело, не затихали горячие споры между ребятами и педагогами. Спорили и рассуждали дети и взрослые о птицах и создании птичьих гнездовий до самого обеда и по домам расходились очень неохотно. Так всем понравилось мероприятие, которое организовала и провела учитель биологии и химии Поплавской школы, участник первого набора проекта «Учитель для Беларуси» Анастасия Самец.
Мы застали девушку сразу после мероприятия, чтобы поговорить о жизни после проекта и непростой борьбе с профессиональным, учительским выгоранием.
Скучала по проекту и набивала профессиональные шишки
— Скажи честно, тебе сегодня во время мероприятия вернулись те самые чувства, переживания и эмоции, которые ты испытала во время отбора и участия в проекте «Учитель для Беларуси»?
— Мне пока трудно об этом судить, — замечает девушка, — прошло очень мало времени, надо еще подумать, проанализировать. Проект вообще для меня очень уникальный. Ведь я — простая сельская девушка, которая выбрала для себя работу в родной школе. Я очень благодарна проекту, он сразу зарядил меня на творческую работу, дал веру в себя и желание постоянно развиваться.
— Ты вышла из проекта четыре года назад. Какими эти годы стали для тебя?
— Однозначно сказать очень трудно. С одной сторон, я очень скучала, мне не хватало встреч с новыми друзьями и постоянной творческой подпитки идеями. Но, с другой стороны, я накапливала педагогический опыт, набивала первые шишки в работе школьного педагога-организатора и руководителя районного объединения учителей биологии и химии.
А как привить интерес к химии?
— Значит ли это, что извечная проблема профессионального выгорания и серости школьных будней тебя не коснулась? Да и замечу, что химия и биология в сельской школе не очень котируются!
— Нет, не значит. Я, как и все педагоги, уже хорошо знаю эту проблему. Но через это надо пройти и найти свой путь исцеления. Да, и правы вы насчет химии и биологии. Нужно признать, что должного интереса у сельских ребят к этим предметам не наблюдается. Но не надо спешить с выводами. В нашей школе только второй год работает аграрный класс. Поэтому пока моя главная задача — дать им базовый уровень знаний и создать уверенную площадку для будущего выбора.
— Но уроки биологии и химии очень сложны, и в них совсем мало занимательного. Вдобавок они требуют терпения и усердия, даже банальной зубрежки. Как ты на это настраиваешь ребят?
— С помощью динамичных игр! Да! Только они у меня не развлекательные, а познавательные. Некоторые идеи мне подсказали педагоги с проекта, а некоторые я придумала сама. В моем сторис в инстаграме я даже написала, что неужели это мой безумный разум мог такое родить? Признаюсь: вначале не всем эта идея понравилась среди старшеклассников. Ведь нужно сосредоточиться и решать сложную задачу, вспомнить много правил и определений, а тут — раз, и учитель зовет попрыгать! Но ведь так мы повторяем формулы и правила! А ушлые ребята еще и получают подсказку! Так что, теперь у нас динамичные игры проходят всегда на «ура». А еще у нас есть свой химический фейсконтроль и много-много всего интересного!
Аниматор и не только
— А тебя не пугает, что ты из учителя превращаешься в аниматора и обязана все время развлекать учеников в школе?
— Нет, не пугает! Ведь я не только аниматор, и роли меняю постоянно. Но зато я вижу, что ребята начинают учить мой предмет, интересоваться им. А это еще больше мотивирует на работу.
— Работа в школе требует полной самоотдачи? Чем ты жертвуешь ради нее?
— Пока ничем. Работать на полную силу, не жалея себя, меня тоже научил проект. Пока я живу школой и работой. Тут у меня много обязанностей, я — учитель, педагог-организатор, классный руководитель, и дел у меня много. Но и свободное время есть! В Минске я беру уроки вокала и ораторского мастерства.
— Это и есть твой уникальный секрет борьбы с выгоранием?
— Не знаю! Может быть! Но навыки ораторского искусства здорово выручают в сложных моментах на уроках! Представьте себе, что вы вдруг сценично обыграли какой-то непростой момент на уроке. Дети на вас начинают по-другому реагировать и понимают, что и педагог может быть разным! Нет в воспитании детей и образе педагогов готовых стереотипов!
Ждем новых педагогических открытий
— А трудно было организовать и провести районное мероприятие?
— Не очень. Ведь я проводила подобные в своей школе, да и не одна я. У меня есть своя команда помощников. Это молодой специалист, учитель начальных классов нашей школы Юлия Бурая, учитель иностранных языков Березинской гимназии, участник проекта «Учитель для Беларуси» Евгения Трепенок. Пошли мне навстречу и в районном методическом кабинете и коллективе гимназии. Поэтому мне нельзя жаловаться, наоборот, это дало силы и уверенность в себе.
— А есть ли уже идеи на новое познавательное мероприятие?
— Пока нет, но задумки уже посещают мою голову. Может быть, они перерастут во что-то большое и грандиозное, я пока не знаю. У меня впереди уже маячит отпуск. Отдохну и с новыми силами начну фантазировать. Думаю, мои новые педагогические открытия не за горами, ведь я уже знаю, что все у меня получится.