Меню

Кароль у Рафала украл капиталы. Президентские дебаты в Польше и расклад по выборам

Кароль у Рафала украл капиталы. Президентские дебаты в Польше и расклад по выборам
Фото: из открытых источников

Первым политтехнологом, который разобрался в польской теме, считается Иван Сусанин. Он консультировал панов по вопросам восточной политики, внимательно выслушал заказчика и завел его в известное место. С тех пор ничего не меняется – поляки ищут обходные пути к Минску и Кремлю, но каждый раз попадают то в болото, то в субстанцию похуже.

Правда, если раньше внешнюю политику определял круль или гетман, то теперь – непонятно кто. В Польше в это воскресенье выбирают президента, но в реальности это не выбор фамилии в бюллетене, а выбор между рукой Брюсселя (с накрашенными ногтями, но пахнущей коровяком и другими зелеными источниками) и цепкой волосатой лапой Трампа, которого интересует сжиженный газ и военные закупки. 

Выбрав кормящую руку, поляки должны послать сигнал всему остальному ЕС – с кем они. А именно, может или не нет Трамп протащить кандидата-евроскептика и насколько силен Брюссель, чтобы административно защитить своего ставленника.

Поляков испортил квартирный вопрос

Вообще, кандидатов 13 – несчастливое для Польши число – но главных действующих лиц всего два. Это мэр Варшавы Рафал Тшасковский, который изображает из себя европейского политика, симпатизирует ЛГБТ и опирается на столицу, и кандидат от оппозиции Кароль Навроцкий, которого поляки ехидно называют гопником и «квартирантом». Навроцкому создали образ гонимого всеми провинциала-правдоруба (якобы против него спецслужбы, немцы, СМИ и столичные богатеи), а он представляет собой эдакий глубинный народ с опорой на фермеров, католиков и футбольных фанатов.

Деьаты в Польше
Навроцкий (слева) и Тшасковский на дебатах

Мягко говоря, выбор так себе, поэтому в отношении Рафала и Кароля поляки разделились примерно 30 на 25. За Тшасковским стоят европейские дотации, а за Навроцким – Трамп, с которым тот сфотографировался неделю назад (правда, уже по традиции, ждал для этого более 7 часов под дверью). Чтобы переубедить всех остальных 45% голосующих, в стране прошли аж четырехчасовые дебаты.

Есть поговорка, что где два белоруса, там три партии. Так вот где три поляка – там будут все десять партий. Потому что ругаться и выяснять отношения – это такая же национальная польская черта, как суп с потрошками. Спорить поляки любят сами и поэтому внимательно смотрят, как спорят народные избранники.

Если кратко пересказать содержание дебатов, то оно звучит как «Ты вор! – Нет, ты!» Навроцкого обвинили в том, что он, как черный риэлтор, выманил у 80-летнего пьющего пенсионера квартиру, потом сдал его в дом престарелых, а однушку в Гданьске скрыл в декларации. Это удар как по старшему поколению, которое составляет опорную группу консервативного электората, так и по польской молодежи, которая честным путем годами не может заработать на квартиру. Поэтому что ни упоминание Навроцкого, то везде с припиской, что он украл «кавалерку» – по-русски это звучит как «холостяцкая квартира», таково название советских однушек в Польше.

Квартира
Квартира, которую отписал себе Навроцкий

В ответ была вброшена тема, что уж если Кароль украл только кораллы, то Тшасковский – целый многоквартирный дом. Накануне выборов всплыла мутная история с приватизацией исторического здания в центре Варшавы, которое было «слишком дорого ремонтировать» и которое поэтому решили продать добрым людям за подписью Тшасковского. Это уже дельце на миллионы евро, но, как бывает в жизни, в суде ничего не докажешь. Причем ни в первом случае, ни во втором. Поэтому вся агитация на выборах сводится к крикам друг на друга, что «этот нечестный человек не может быть президентом!».

Дом
Дом
Дом в Варшаве, который якобы украл Тшасковский

Раскол и гражданская война

Но нечестные президенты – это еще одна польская традиция. Самым нечестным был, конечно же, Лех Валенса, который работал на спецслужбы советской ПНР, возглавляя при этом оппозиционную «Солидарность» и якобы борясь с властями. От чего потом яростно отпирался, пока не всплыло его агентурное дело с расписками и псевдонимом «Болек».

Не менее активно обманывали поляков последующие деятели – например, в честь президента Леха Качинского, который разбился в Катыни, его брат-премьер Ярослав решил построить в Варшаве две башни-небоскреба, для чего застолбил участок земли в центре города, где ранее работало НКО его же имени. Случился жуткий скандал, отголоски которого видны на нынешних выборах – за месяц до голосования на Качинского завели уголовное дело за коррупцию и то самое строительство башен.

Уголовные дела – это вообще примета польских выборов, потом что каждая новая власть там обещает посадить предыдущую. Соответственно те деятели, которые временно находятся наверху, пытаются превентивно упрятать за решетку оппозицию или хотя бы установить за ней слежку – например, до 2023 года оппозиционным политикам ставили в телефоны шпионскую программу «Пегас» для круглосуточной прослушки якобы из-за подозрений в коррупции. 

А поскольку в Польше двухпартийная система, самое страшное, что выбирать больше не из кого – есть только бывшие и нынешние. Дональда Туска и Ярослава Качинского поляки знают уже более 20 лет и давно определились в своих симпатиях, так что по-русски это называется раскол или даже холодная гражданская война.

Там, конечно, есть и другие партии, но Польша жестко разделена на два непримиримых лагеря, каждый примерно по 30%, и это разделение только углубляется с каждыми выборами. И если бы Иван Сусанин завтра повел войско польское в болото, с ним пошла бы максимум треть, а остальные начали бы спорить и пререкаться.

Калиниград – новый Данциг: чем пугают избирателя

Поэтому бесконечные споры и посадки – это, так сказать, фундамент польских выборов, которые нам  продают как образец демократии. Самые же страшные для поляков враги – это Путин, Лукашенко и Трамп. Последний попал в немилость, потому что обещал сдать Киев с потрохами, чего поляки не поняли. Потому что Польша является чуть ли не основным донором конфликта по танкам, боеприпасам и советским типам вооружений (например, брони они передали больше, чем все вместе взятые страны НАТО), и никакого завершения конфликта не хотят.

Вторят польскому ВПК и кандидаты на выборах – вся первая пятерка поддерживает милитаризацию региона и строительство военных баз. С кем они собираются воевать – тоже понятно. Внутри страны ходит страшилка о том, что Россия сначала потребует коридор на Калининград через Сувалки, а потом начнет из-за него третью мировую войну.

Наши военные специалисты считают войну за Сувалки бредом, но для поляков это ясно, как божий день: Гитлер требовал от них коридор на Данциг, после чего началась война, а тут такой же второй коридор примерно в тех же местах. Поэтому небылицами про «Сувалкскую брешь» поляков кормят каждые выборы. В это раз вообще дошло до того, что под выборы на границе с Беларусью собрались ставить противопехотные мины якобы против диверсантов. Что это за диверсанты, все хорошо понимают – беженцы из Сирии, Африки, Ближнего Востока и других хороших мест стремятся в Германию кратчайшим путем по суше. Видимо, их и планируют подрывать на минах – причем со сладкими европейскими улыбками на лице, как у Тшасковского.

Тшасковский

Скорее всего, именно этот кандидат и победит сначала в первом туре, а потом во втором. Причина тому – административный ресурс, потому что везде в Европе Брюссель грубо зачищает антитрамповские силы. Еще вчера, если бы кандидата или главу партии посадили, это был бы скандал. А вот посадка Навроцкого или Качинского после выборов станет уроком всем евроскептикам и трампистом, что надо сидеть тихо и смотреть в сторону Брюсселя, а не за океан.

Поэтому, как говорится, мягко стелют, да жестко будет спать всему региону. И есть такое чувство, что это вообще чуть ли не последние выборы в Европе, где будет ну хоть какой-то иллюзорный выбор, а дальше начальников начнут присылать прямо из Брюсселя. К этому все идет.

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59