Рассказываем, зачем Шольцу Балканский вояж, и о чем будет говорить в Киеве европейская троица
В минувшую субботу завершился двухдневный визит канцлера Германии Олафа Шольца на Западные Балканы, целями которого было оживление процесса вступления в Европейский Союз Албании, Северной Македонии, Черногории и Сербии, а также придание Косово статуса кандидата, точнее, обещание этого, также, как и Боснии и Герцеговине. Это делается для того, чтобы ослабить напряженность в регионе, а также противодействовать влиянию России. Этот визит, как оказалось, предварил уже анонсированные посещение канцлером 16 июня Украины в компании с президентом Франции Макроном и премьер-министром Италии Драги (на 15.20 по Минскому времени официальные круги Германии, Италии и Франции не подтвердили точную дату, она появилась в СМИ утром 13 июня) и саммит Евросоюза, начало которого намечено на 23 июня.
Важность визита Шольца вызвана решением вопроса о вступлении государств региона в ЕС, который стал реальной проблемой для объединенной Европы в целом и для Германии в частности, которая заключается в растущем влиянии на государства региона России и Китая, последовавшим как раз таки из-за слишком затянувшейся процедуры интеграции западнобалканских стран в Евросоюз. Правительство Германии, возглавляемое Шольцем, еще в декабре прошлого года провозгласило присоединение Западных Балкан к ЕС приоритетной задачей своей внешней политики, а с началом событий вокруг Украины решение этой проблемы встало наиболее остро.
В марте этого года в регион «на разведку» сначала отправилась министр иностранных дел Германии Анналена Бербок, которая откровенно заявила: «Мы не отдадим этот регион в сердце Европы влиянию Москвы». Так что, позволить себе и дальше много обещать балканским кандидатам в ЕС и ничего конкретного не предпринимать, как это делало правительство Меркель, для действующего правительства Германии стало неприемлемым, поэтому глава МИД и сам канцлер решили форсировать процесс.
10 июня канцлер прибыл в Косово, суверенитет которого не признан Россией и пятью европейскими государствами. Сербия считает Косово наравне с Метохией своей территорией, а посещение Шольцем самопровозглашенной республики и его встреча в Приштине с премьер-министром Альбином Курти, вызвали недоумение как в рядах руководства Сербии, так и в среде оппозиции. Канцлер сделал в Приштине реверанс властям по поводу присоединения Косова к антироссийским санкциям, заявив, что не до конца признанное государство «стоит на нашей стороне в международном сообществе». Высокий гость также пообещал Косову всяческую поддержку в вопросе визовой либерализации с Евросоюзом.
Мило побеседовав с Курти, Шольц отправился в Белград, где сразу же ошарашил президента Сербии Александра Вучича заявлением о том, что для вступления в ЕС Сербии ей необходимо признать независимость Косова. Сербский лидер отреагировал на это следующими словами: «Мы слышали, что требуется, и это входит в переговорную платформу Сербии с ЕС, а это – всеобъемлющая нормализация отношений между Белградом и Приштиной», о чем Сербии не говорил никто, кроме американцев. На это германский гость ответил, что две страны, не признающие суверенитет друг друга, не могут находиться в составе одного политического объединения.
Затем последовал второй ультиматум: Сербия для вступления в ЕС должна присоединиться к санкциям против России, из которой балканское государство получает относительно дешевый газ и не хочет терять сложившихся еще при Милошевиче добрых отношений. К тому же, Россия постоянно накладывает вето на решение ООН о признании суверенитета Косова, считая самопровозглашенное государство частью Сербии.
С самого начала российской спецоперации Запад оказывает давление на Сербию, требуя от ее руководства конкретно определенной позиции. Вучич, будучи прагматичным политиком, всеми силами старается не обидеть Россию и не оттолкнуть ЕС, балансируя между ними. Таким образом он хочет получить максимум экономических и политических преференций как от одной, так и от другой стороны. Сербское руководство неоднократно заявляло, что желает двигаться в Европу, несмотря на цифры, которые выдают социологи (35% опрошенных хотят вступления в Евросоюз, а 44% — против), а также сотрудничать с Россией, Китаем и США, сохраняя нейтральный статус.
Уговорить Вучича изменить позицию по отношению к санкциям Шольцу не удалось, поэтому ЕС на предстоящем саммите может отказать Сербии в приеме ее в свои ряды, ставя во главу угла не санкции, а признание Косова. Но всем понятно, что вопрос о Косово второстепенный, главный же – о санкциях, чтобы в очередной раз создать видимость единства Евросоюза.
Отужинав в греческих Салониках с представителями региональной инициативы «Процесс сотрудничества в Юго-Восточной Европе», германский канцлер прибыл в столицу Северной Македонии Скопье, где встретился с премьер-министром Димитаром Ковалевски, заявив по итогам встречи: «Переговоры о присоединении, которые были обещаны два года назад, должны начаться сейчас. В любом случае я буду за это активно выступать». Канцлер с удовлетворением отметил, что Северная Македония нашла «политическую волю» для достижения взаимопонимания с Грецией по поводу наименования государства, а «мы, как Европейский Союз, также обязаны выполнять наши собственные обещания».
Напомним, что Северная Македония присоединилась к санкциям против России, что канцлер Германии назвал еще одним доказательством того, «насколько твердо страна придерживается европейских ценностей и готова их отстаивать».
Олаф Шольц обнадежил Северную Македонию, 17 лет находящуюся в статусе кандидата на вступление в ЕС. В 2020 году Еврокомиссия готова была начать переговоры о вступлении, но они так и не начались из-за позиции Болгарии, которая заявила о недостаточном соблюдении прав болгарского меньшинства в этой стране. По сей день Скопье и София ведут переговоры об устранении препятствий для вступления в ЕС, но этот диалог пока не привел к каким-либо ощутимым результатам.
Не сумев днем ранее уговорить Вучича, а утром – почти уговорить Ковалевски (речь шла о разрешении ситуации с болгарским меньшинством), из Скопье Шольц отправился попытать счастья в Софию. Руководство Болгарии наложило вето на вступление Северной Македонии в ЕС, настаивая на выполнении ее властями следующих условий: включения в конституцию упоминания о болгарах как о части северомакедонского народа, признания болгар национальным меньшинством с соответствующей этому статусу гарантией защиты их прав, заключения рамочного договора о добрососедстве между двумя странами. Уговорить премьер-министра Болгарии Кирила Петкова и президента Румена Радева отказаться от этих требований, Шольцу не удалось, хотя он пытался в своей заключительной речи излучать оптимизм: «Последняя остановка в моем путешествии – это политический сигнал в поддержку процесса вступления стран Западных Балкан в ЕС. Есть ряд конкретных вопросов для обсуждения, которые мы подробно обсудили. Я думаю, что есть шанс для прогресса. В ближайшие дни мы продолжим переговоры и вместе с французским председательством добьемся хороших результатов, важных для всех стран».
Что касается предстоящего визита лидеров Германии, Франции и Италии в Киев, то до конца не понятна цель этой поездки. Макрон может настаивать на продолжении переговоров Украины с Россией, итальянский премьер проинформирует Зеленского об итогах начинающегося сегодня его визита в Израиль, в ходе которого будет обсуждаться вопрос дипломатического урегулирования конфликта при вероятном посредничестве Израиля, а вся европейская троица может обсудить с Зеленским вопросы разминирования портов Украины и создания безопасных коридоров, через которые украинское зерно сможет экспортироваться на мировой рынок. Вполне вероятно, что европейские визитеры будут настаивать на украинско-российских переговорах взамен на содействие в скорейшем продвижении Украины в ЕС, хотя Шольц и Макрон ранее говорили о длительности этого процесса.
Как бы там ни было, вполне понятно, что визит Шольца на Балканы и вероятный политический тур трех европейских лидеров в Киев – этапы подготовки к предстоящему саммиту ЕС, на котором будет решаться вопрос о дальнейшей интеграции в ЕС Украины и шести балканских государств, где Украину могут продвинуть на статус кандидата (думаю, вечного) в пику Сербии и Северной Македонии, лидеров которых не удалось уболтать Шольцу.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал Минская правда|MLYN.by, чтобы не пропустить самые актуальные новости!