Меню

Почему падают кредитные рейтинги ведущих экономик мира

нац банк франции

В последнее время большинства государств G7 коснулась проблема снижения рейтинговых оценок, что подразумевает выполнение государством своих долговых обязательств. В настоящее время высокими кредитными рейтингами, которые не менялись, могут похвастаться только Германия и Канада.

Канада смогла сохранить свои позиции из-за высоких цен на нефть, одну из основных статей экспорта, а также небывалого притока мигрантов, что смогло разогнать национальную экономику. В Германии все сложнее: педантичное министерство финансов во что бы то ни стало стремится свести баланс ценой сдерживания экономического роста и роста благосостояния населения, поэтому государственные расходы не растут, благодаря чему наблюдается одно из лучших на планете соотношение государственного долга с ВВП, но это вовсе не означает, что проблем нет, они просто не интересуют аналитиков рейтинговых агентств.

Американский кредитный рейтинг был пересмотрен в сторону понижения в 2011 году, что вызвало шок у финансистов, а администрация Барака Обамы была вынуждена на протяжении многих месяцев проталкивать через конгресс решение о повышении потолка госдолга, это тогда было непривычным. Самому рейтинговому агентству S&P некоторые американские политики вовсе недемократично пригрозили «последствиями».

Последний раз решение понизить кредитный рейтинг США агентство Fitch приняло в августе прошлого года, но это уже было воспринято спокойно, поскольку фискальные неудачи администрации Байдена не критиковал только ленивый.

Кредитный рейтинг Италии понижают с завидным постоянством, а ее ВВП сохраняется на отметках начала 2000-х, так что инвестиционный показатель уже давно находится на достаточно низком уровне, всего на одну ступень выше минимального показателя, хотя в самом конце 1990-х он находился на высоком уровне АА. К нынешнему состоянию Италию привели экономическая стагнация, политические и долговые кризисы. Позиций минувшего времени итальянской экономике, похоже, уже не вернуть.

На протяжении длительного времени обладающая безупречной кредитной историей Франция растеряла высочайший рейтинг ААА в 2012 году в результате европейского долгового кризиса 2008 года. В 2012 году S&P снизила его до АА+. Это решение рейтингового агентства тогда сыграло негативную роль в политической судьбе тогдашнего президента Николя Саркози. Оно отметило резкое увеличение госдолга, которое правительству так и не удалось купировать. В итоге Саркози выборы проиграл.

В 2017 году кредитный рейтинг Франции упал еще на две ступени ниже от максимального. Очередное снижение рейтинга произошло в прошлом месяце, агентство его обвалило до уровня АА-. Этот показатель не совсем критичный, но потерю трех ступеней кредитного рейтинга на протяжении длительного времени финансисты считают признаком постепенного упадка.

Ничего удивительного в этом нет, поскольку французскому правительству приходилось брать в долг достаточно много, а экономический рост оставлял желать лучшего. И вот, с 2010-х годов до конца 2023 года французский госдолг достиг 109% от ВВП. Цифра, вроде, с американской несопоставимая, но учитывать надо то, что во Францию инвесторы и так не особо шли, поэтому возможность покупки Центробанком собственного долга существенно ограничена. К тому же фискальная политика французского министерства финансов остается достаточно мягкой, поэтому бюджет принимается с дефицитом, который к 2027 году не должен превышать 3% ВВП в год. Это может вынудить рейтинговые агентства еще больше снизить показатели Франции, что еще больше отпугнет инвесторов.

По большому счету снижение рейтингов является достаточно ярким показателем стремительного систематического накопления долгов государствами G7.

Этому во многом способствовала пандемия, во время которой была смягчена фискальная политика, а ее ужесточение в настоящее время, мягко скажем, политически нецелесообразна, потому что может еще больше дестабилизировать и без того не очень прочное положение правящих элит. Это значит, что рейтинги продолжат снижение и дальше, а доходность государственных облигаций будет расти, что явно не поспособствует улучшению ситуации в фискальной сфере.

В результате может возникнуть идеальный финансовый шторм, в основе которого будет лежать ненадлежащая фискальная политика и деглобализация, что чревато сменой иерархии в мировой экономике. Понимание этого приведет к необходимости серьезных экономических реформ в странах G7. Только способны ли нынешние правительства их успешно реализовать?

Подписывайтесь на Минскую правду в Telegram
Только самое актуальное, важное и интересное!
Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59