Меню

Целевое оправдывает средства: политолог о продуманной вступительной кампании последних лет

Целевое оправдывает средства: политолог о продуманной вступительной кампании последних лет
Фото: архив МП

Только в сказках на голову надевают шляпу, которая решает, куда абитуриент поступит. Белорусский школьник с 9 класса знает, что идти надо в инженеры, на целевое или в педкласс. Или, как в вариант — в ссуз, чтобы быстро заработать денежку.

Прямо сейчас у абитуриентов самая горячая неделя – идет подача документов на бюджет. Списки бюджетников станут известны позже, а пока, как в покере, они смотрят друг на друга и пытаются угадать, у кого на руках стобалльные сертификаты.

Чтобы хорошо пробежать стобалльную стометровку, надо знать, куда бежать. И главная задача, которая решалась (и ныне решена в белорусской системе) – создать мотивацию к выбору профессии уже на старте. Сегодня до половины выпускников школ уходят в ссузы после 9 класса, а остальные поступают на профили, где заранее знают, какие предметы будут учить. В конце их ждет не экзамен за 11 класс, списанный со шпор, который чуть-чуть влиял на аттестат (десятые доли балла), а тот самый профильный предмет в виде серьезного теста ЦЭ. Соответственно, нет «лишней» подготовки и «лишних» абитуриентов, которые к 11 классу смутно представляли себе, куда они пойдут и что будут сдавать.

При этом баллы на бюджет год от года остаются стабильно высокими, потому что ежегодно увеличивается траектория поступления в вузы вне конкурса. С одной стороны, это олимпиадники, с другой — целевой набор. В первом случае мотивация – это выбор конкретной любимой деятельности, а целевик еще и заранее знает, где будет работать и на каких условиях. Соответственно, к выпуску все меньше игр в рулетку и ситуаций «лишь бы поступить».

Поступление

Чтобы не сдавать ЦТ и ЦЭ

Еще одно достижение системы – в этом году 6.9 тысяч целевиков пошли в ссузы и 6,5 тысячи — в вузы (для сравнения, цифра приема на бюджет по общему конкурсу — 32 тысячи студентов, то есть каждый шестой, кто учится бесплатно — целевик). В медвузы целевой набор уже доходит до 80%, вместе с тем, большинство целевиков все равно сдают ЦТ и ЦЭ – на всякий случай. Потому что зачисление на целевое происходит только тогда, когда по специальности состоялся конкурс.

Так сделано специально: заведомо нет ситуации, когда человека буквально берут с улицы, а до этого он несколько лет ничему не учился и ни к чему не готовился, кроме одного внутреннего экзамена, который сдают целевики. Во-первых, средний балл целевиков для медицины — не ниже семи, это достаточно сильные ребята, а наниматель заинтересован в том, чтобы найти как можно больше желающих, заключить с ними как можно больше целевых договоров и тем самым создать конкурс. Если же конкурс не состоялся — сданное ЦТ и ЦЭ пригодится для поступления на общем основании.

Такой комплекс мер позволил за пару лет увеличить количество целевиков в системе вдвое. Логика родителей и детей понятна: можно сразу выбрать хорошее предприятие, заранее узнать зарплату и должность, а потом остаться в своей местности поближе к семье или поехать туда, где дадут жилье. А вот обычный студент все эти вопросы решает, что называется, в рабочем порядке.

Кроме того, уже несколько лет без экзаменов зачисляют выпускников педклассов, агроклассов и спортивных классов. В случае педклассов создается кадровый резерв в системе – это мотивированный абитуриенты, которые готовы работать в школе после выпуска.

ЦТ

Для сравнения, еще лет 15-20 назад, когда не было пороговых значений ЦТ, можно было поступать на педагогическую специальность (условно, на учителя математики) с одним баллом ЦТ в сертификате по математике, никаких ограничений не было. И такой человек, даже если потом отчислялся из вуза, все равно занимал чье-то место и на него тратились бюджетные деньги. А если он чудом попадал в школу, не стоило ждать, что это будет надежный кадр – росла текучка, а система работала вхолостую.

Сегодня такая ситуация исключена, потому что за счет педклассов (например, в БГПУ их выпускники — уже 25% от набора) вырос общий конкурс в педагогические вузы. Опять же, на остальные места с более высоким баллом приходит мотивированный абитуриент. Но есть и над чем работать: в среднем из состава педкласса на учителя поступает 25-30% выпускников, хотелось бы довести этот показатель хотя бы до 50%.

Как менялись подходы к платному

На заре белорусской системы считалось, что абитуриент-платник будет более мотивирован и дисцплинирован. Пример брали с западных вузов, где на тот момент возраст студентов был на 5-10 лет старше, потому что те вынуждены были сначала зарабатывать деньги себе на учебу, а потом поступали и учились более сознательно. Однако в наших реалиях оказалось, что низкомотивированным или слабым абитуриентам обучение оплачивают родители, либо (если речь идет о взрослых), люди сознательно идут получать диплом обходным путем, а затем ни дня не работают по специальности.

Поэтому мотивация платников хромала, а их количество определялось спросом на услугу, а не потребностями реального сектора экономики. Более того, когда на пике был кластер ИТ, поступление на платную ИТ-специальность воспринималась родителями чуть ли не как получение дворянского титула, мол, ребенок-программист нас всех озолотит, поэтому всей семьей надо в него вложиться. Но чудес не бывает: айти-сектор за 10 лет сдулся, так как в целом по западной отрасли наступил кризис, и сегодня на пике – инженерные специальности и производство. Где белорусские предприятия, опять же, предлагают абитуриенту целевой набор. Поэтому конкуренция и мотивация платного и бюджета теперь выровнялись и соответствуют потребностям экономики.

А вот ИТ-«пылесоса», который вытягивал всех толковых абитуриентов из других направлений, больше нет. Сердце радуется, когда по статистике 25% абитуриентов – будущие инженеры. Это значит, что страна в будущем обеспечит себя кадрами для промышленности. А уже промышленность профинансирует и образование, и науку и другие социальные расходы.

К слову, стоимость платного образования все равно остается доступным. Не секрет, что его цена привязана к валютному курсу (так как значительную роль имеет экспорт образовательных услуг для иностранцев, которые учатся за валюту), поэтому ценник в этом году не повышали, он останется на том же уровне, обычно это около 1000 долларов за курс. Цифра может быть меньше или больше в зависимости от университета и престижа специальности, но примерно столько же образование стоило и 15 лет назад. Разница в том, что тогда средняя зарплата была около 500 долларов, а сейчас – 900, то есть образование стало почти в два раза доступнее.

Поступление

Тем не менее, по прошлым годам мы видели вбросы от телеграм-каналов и попытки настроить детей и родителей против государства – например, о резком повышении стоимости учебы на 30-50%. Поэтому в этом году СМИ и министерство сработали на опережение: дорожать ничего не будет. Это фактор вступительной кампании, чтобы наши вузы оставались привлекательными.

За счет доступности платного решается и вторая задача — пресечение попыток избежать отработки, не возмещая средства. Государство при подготовке платника берет с абитуриента около 60% реальной стоимости, поэтому бюджетник возмещает значительно большую сумму, чем та, на которую он, возможно, рассчитывал. Нужно либо с самого начала идти на платное, либо хорошо учиться и искать хорошее место — тем самым, опять же, повышается мотивация внутри системы.

P. S.

На днях министр образования Беларуси Андрей Иванец стал одновременно и руководителем РОО «Белая Русь». Такое в белорусской истории уже было – в свое время две должности совмещал Александр Радьков, который стоял у истоков организации и был ближайшим соратником Президента. Шаг логичный, потому что и патриотическое воспитание, и организация выборов, и кадры в итоге замыкаются на систему образования, а народная мудрость гласит, что в доме должен быть один хозяин.

Иванец
Фото: sb.by

Потому что желающих влиять на систему образования, увы, немало. Наша система  постоянно в прицеле иностранных центров: одни видят в ней дешевую рабочую силу и закрытие собственных потребностей, вторые – чуть ли не будущего военного противника, третьи — отправную точку для цветной революции. Поэтому образование не может быть вне политики — наоборот, все время растет роль патриотического воспитания. Без которого мы будем готовить либо специалистов для чужих систем, либо, что еще хуже, работников с фигой в кармане, которые слабо понимают значение социального государства и тех благ, которые молодому человеку падают в руки с неба.

Образование — это аванс, который потом, конечно, придется отработать честным трудом. Однако система должна уметь это разъяснять, а где надо — и защитить саму себя. Так что Андрей Иванович Иванец на новой должности будет чувствовать себя буквально как дома.

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59