Прибалтийский гиперлуп не вылупляется… Будет ли достроена Rail Baltica к 2035-му?

Горькая весть пришла со стороны западной границы Беларуси. Величайший проект всех времен и народов (а конкретно — эстонцев, латышей и литовцев) — скоростная ж/д магистраль Rail Baltica — получил очередной удар под дых. Два удара. Даже три, если считать прошлогодний…
А если считать все удары судьбы, то на теле этих «Балтийских тигров» нет места без переломов, гематом и синяков.
Таблетка памяти
Пожалуй, сию трагедию стоит описать чуть подробнее. Дело в том, что примерно 25 лет назад эстонцы, латыши и литовцы, вступавшие тогда в Евросоюз, замыслили супермегагиперпуперпроект под названием Rail Baltica — тысячекилометровую скоростную железнодорожную линию, которая свяжет Таллин, Ригу, Вильнюс и Варшаву со скоростью 500 км/час. Ну, вы понимаете…
«Дас ист фантастиш, — сказал Евросоюз. — Рисуйте проект, мы 50% расходов компенсируем». И дал аванс в пару сотен миллионов. Смысл был в чем? До сих пор пассажирские поезда следовали по территории бывшего СССР неторопливо, 100-120 км/час. От Москвы до Владивостока — 10 суток. А тут будет так: заснул в Таллине, проснулся в Париже.
В чем «прорывность» сего проекта? С момента изобретения железных дорог поезда в этих «балтийских эмиратах» ходили по колее российского образца, 1520 мм. А по европейским стандартам они будут ездить по колее 1435 мм. Коню понятно, что это на 200 км в час быстрее. А то и на триста! Ну, вы понимаете: если уменьшить ширину ж/д колеи на ширину ладони, скорость сразу возрастет в три раза.

Ой, что там началось! «Балтийские тигры» для начала жестоко поссорились на эту тему: кратчайший путь между Таллином и Европой — через Каунас (центр районного самоуправления в Литве), а не через Вильнюс (литовская столица). Типа, мы проложим колею по «кратчайшей прямой между двумя точками», зачем нам крюк делать? А в ваш Вильнюс, который на отшибе, как-нибудь на телегах оттуда доедете…
Гордый литовский народ вспылил и почти объявил латышам и эстонцам мировую войну. В конце концов договорились, что балтийский гиперлуп пойдет-таки через Каунас, а на Вильнюс (для желающих) будет специальное ответвление. Короче, 11 августа 2011 года в Литве между населенными пунктами Моцкава и Шяштокай состоялось официальное открытие отрезка железной дороги с шириной колеи 1435 мм протяженностью около 7 км. Вы знаете, где это? И я не знаю. И никто не знает…
Таблетка арифметики
Следите за руками. В тот момент, когда «Балтийские тигры» праздновали вхождение в Евросоюз, в 2004 году, скорость поездов по их Великому Пути между самими собой планировалась 250-300 км/час. Через 9 лет, в 2013-м, когда эксперты оценили грандиозность затеянного, проектная скорость упала до 120 км/час, а на отдельных участках и выше. То есть, до скорости тех самых «оккупационных» советских дорог шириной 1520 мм, которые между этими странами и так до этого были, да и сейчас есть… Я не шучу, именно так.
Не буду утомлять читателя обилием цифр, отмечу только две: изначальная цена проекта планировалась в €5,8 млрд. Сейчас, в 2025 году, по оценкам экспертов, для завершения этого гиперлупа (со скоростью 120 км/час) не хватает примерно… В отчете, опубликованном в июне прошлого года, аудиторы заявили, что для реализации запланированных работ в трех странах Балтии может потребоваться еще от €10 до 19 млрд. А в одной только Литве — €8,7 млрд. При том, что на него уже потрачено около 15 млрд…

Пассажиропоток. Тут тоже следите за руками. Между «великими столицами мировых держав» Вильнюсом, Ригой и Таллином в сутки курсирует примерно 20 автобусов при средней загрузке 30 пассажиров. То есть, 600 человек народу. А что такое 600 человек? Это две обычных пригородных электрички.
А если учесть, что население этих «великих держав» за время их процветания в Евросоюзе уменьшилось на четверть и продолжает катастрофически уменьшаться (сейчас уже в сумме всего 5 млн народу, то есть примерно два Минска)… Гиперлуп длиной 1000 км им, безусловно, необходим. Ездить с хутора на хутор. Да! Кур возить!
Таблетка географии-1
Я в начале статьи упомянул про три удара судьбы. Так вот, первый удар прилетел по Латвии. В прошлом году Евросоюз, до этого усердно финансировавший сей проект, сказал: «Ой, все! Деньги уже 20 лет уходят как в прорву, а где результат?»
Латыши его тут же предъявили: вот смотрите, мы раздолбали весь центр Риги (уже пять лет долбим), построили уже почти (почти-почти) новый вокзал и строим огромный терминал в Рижском аэропорту, и начали строить новый мост через Даугаву. Одну опору уже почти…
«Как это? — сказал Евросоюз, — какой аэропорт? Какой мост? Вы все наши денежки потратили, и еще в два раза больше, а железной дороги до сих пор нет! Да мы эту линию вообще проведем в обход Риги! Свою ж/д в свой аэропорт стройте сами за свои деньги».
И откорректировали проект. Теперь с целью экономии балтийский гиперлуп пойдет в обход столицы Латвии.
«Ой, ой, — заверещала Латвия. — Как же так? Как же мы на ваш гиперлуп садиться будем?»
«А не баре, — сказал Евросоюз, — доедете до посадочной станции на обычной советской электричке, по колее 1520 мм, всего-то 40 км ехать…»
Теперь латыши не понимают, что делать с недостроенным вокзалом в центре города и великим терминалом в аэропорту, тоже недостроенным.

Таблетка географии-2
Две недели назад прилетел литовцам второй удар. Евросоюз отказался финансировать ответвление трассы Rail Baltica до Вильнюса. Не нравится — переносите свою столицу из Вильнюса в Каунас. Что, в общем, и резонно, первой столицей независимой Литвы с 1920 по 1940 год был как раз Каунас. Нынешней столицей, Вильнюсом, тогда владела Польша. Вильнюс литовцам подарил добрый товарищ Сталин, отжав его у Польши в результате Второй мировой войны. А до 1920 года такой страны, как Литовская Республика, вообще не было.
Литовцы прослезились. Если латышам до пересадочной станции на Rail Baltica ехать на советских электричках (по оккупационной колее 1520 мм) всего 40 километров, то столичным вильнюсцам до нее теперь тащиться больше сотни.
Таблетка огуречного рассола
Огуречный рассол, как всем известно, эффективно облегчает синдром похмелья. А похмелье у прибалтов сейчас жесточайшее. Типа, с вечера гуляли, выпивали с попутчиками в плацкарте, думали, с утра проводник объявит: «Вставайте, господа, мы в Париже, вот вам кофе с круассаном». А проводник гундосит: «Приехали, Жмеринка, поезд дальше не пойдет, водка кончилась, деньги кончились, и рассол кончился. Сдавайте белье!»
Ожидание: полетят вот-вот скоростные поезда (300 км/час) по маршруту Таллин — Рига — Вильнюс — Европа…
Реальность: никакие они будут не скоростные (120 км/час), и даже не через Ригу и Вильнюс, а в обход.
Ожидание: билеты будут копеечные. Типа, сгонять из Риги в Таллин или в Вильнюс в обеденный перерыв — дешевле, чем на трамвае домой… Реальность: на сайте Латвийских железных дорог появилась ориентировочная цена на билеты: от €80, ага. При том, что сейчас стоимость автобусных билетов Вильнюс — Рига — Таллин — €20-25. Это обещанный третий удар под дых.
Ожидание: когда начинался проект (в уже далеком 2001-м), казалось, вот-вот уже счастье настанет через пару лет. Реальность: окончание строительства Rail Baltica разные эксперты прогнозируют в 2035-м. Но это — эксперты-оптимисты.
Я, эксперт-пессимист, проживший в Латвии 54 года, знающий их, прибалтов, строение мозга, сам по крови наполовину латыш, прогнозирую: поводы поржать над ними для нас не кончатся ни в 2035-м, ни в 2045-м, ни в каком далее году.
В Прибалтике среди русских ее жителей ходит мемчик: можно вечно смотреть, как течет вода, как горит огонь и как прибалты строят свою Rail Baltiсa.
Рекомендуем


