Меню

Своя/импортная фарма? Какие лекарства предпочтительнее?

Своя/импортная фарма? Какие лекарства предпочтительнее?
Фото: Светлана Курейчик, архив МП

Сегодня в каждой аптеке (а их в последнее время открылось огромное количество) ассортимент медицинских препаратов и лекарственных средств огромнейший. Но, как известно, чем разнообразнее предложение, тем сложнее выбор. Особенно если он касается самого ценного — нашего здоровья, хорошего самочувствия. Наталья Царикевич и Галина Наркевич, обсуждая тему лекарств и фармакологии в целом, не пришли к общему мнению и решили поспорить на страницах газеты о том, какие лекарства предпочтительнее: отечественного производства или импортного?

Царикевич: Я давно покупаю белорусские фармпрепараты и убеждена, что они ни в чем не уступают зарубежным аналогам. Побывав на предприятиях отечественной фарминдустрии, таких как Борисовский завод медицинских препаратов и «Фармлэнд», еще раз убедилась: наша фармацевтическая отрасль сейчас на подъеме. Мы не только не уступаем американским и европейским компаниям, но и в чем-то даже превосходим их.

Лекарства

Наркевич: Отчасти я с таким утверждением согласна: в условиях санкций импортозамещение — это наше все! Но не стоит забывать, что белорусская фармацевтика практически не производит оригинальные лекарства, только дженерики. В этих препаратах действующее вещество такое же, как в «оригиналах», но стоят они дешевле. За счет чего?

Кампаниям, которые выпускают данные аналоги, не нужно вкладывать сумасшедшие деньги в поиск новых молекул, клинические исследования с участием добровольцев. Достаточно воспроизвести рецептуру, выдержать условия производства и убедиться, что полученное лекарство помогает. Многие врачи называют такие препараты «черным ящиком с неизвестными свойствами», потому что мы не знаем, какое сырье берется за основу. Откуда оно пришло, насколько качественное.

При этом на создание оригинальных лекарств уходят годы, тратятся миллионы долларов. Ведь прежде, чем препарат поступит в продажу, он проходит десятки клинических испытаний. Поэтому и доверия к иностранным таблеткам, сиропам и спреям у меня больше.

Лекарства

Царикевич: Специалисты утверждают, что дженерик — это лекарственный препарат, который в своей основе имеет то же количество активного вещества (такого же качества), что и в оригинальном средстве, поэтому я бы не называла наши препараты «черным ящиком». Более того, белорусские фармкомпании осуществляют закупку субстанций, из которых изготавливаются медпрепараты, у тех же производителей, что и вся мировая «фарма». К слову, производство фармсубстанций в силу многих причин выведено мировыми производителями в Китай. «Мы никогда не будем использовать субстанцию, не соответствующую параметрам британской, американской, европейской фармакопее», — в один голос утверждают руководители фармацевтических предприятий.    

Производство лекарственных препаратов устроено таким образом, что тщательные проверки и лабораторные исследования осуществляются на протяжении всего процесса производства лекарственных препаратов, особенно на этапе закупки сырья (активных субстанций и вспомогательных веществ), кроме того, строго контролируются условия транспортировки и хранения.

Также ведется многоступенчатый входной контроль, допуск сырья и материалов в производство. Уже в процессе производства осуществляется многоэтапный контроль от анализа полупродукта до изучения свойств готового препарата. При таком уровне контроля, заверяют отечественные производители лекарств, вероятность проникновения фальсификата или некачественных материалов равно нулю.

Наркевич: Может, оно и так, но меня всегда смущал перечень «побочек», которые находишь в инструкции к отечественным препаратам. Чего там только нет – начиная от тошноты, рвоты и заканчивая обмороками. Инструкция к импортным лекарствам в этом плане гораздо скромнее: описание максимум двух-трех «побочек». Но по своим ощущениям знаю, что и они практически никогда не проявляются.

Еще один аргумент в пользу иностранных пилюль: они начинают действовать быстрее. Ожидаемый эффект от приема тоже больше. Наконец, чтобы сбить температуру, снять боль в животе или облегчить отхождение мокроты, нужна гораздо меньшая дозировка импортного лекарства. Иногда речь идет о пяти таблетках французского или немецкого производителя против двух упаковок по 10 штук отечественной фармкомпании.

Поэтому, когда речь идет, скажем, о здоровье ребенка — однозначно покупаю импортный оригинал. Пусть он дороже, но я буду уверена, что поможет.

Лекарства
Белорусские медпрепараты широко востребованы за рубежом – их ценят за качество и доступные цены

Царикевич: Конечно, мы все, как потребители, вольны выбирать то, что считаем нужным, особенно если речь заходит о здоровье ребенка. Но вместе с тем хочу подчеркнуть, что белорусские фармкомпании вкладывают значительные средства в совершенствование производственных мощностей, в развитие своего продуктового портфеля. Они очень дорожат своей репутацией и стремятся работать по самым жестким нормам, чтобы завоевать доверие к отечественным лекарствам.

Качество для отечественной фармации — незыблемый приоритет. Стандарты, которые сегодня применяются на производствах в Беларуси, практически совпадают с аналогичными стандартами в странах ЕС и США. Для обеспечения высокого качества продукции отечественные производители получили сертификацию по GMP (Good Manufacturing Practice). Это признанная в мире система стандартов по организации производства, не позволяющая выпускать препарат низкого качества, и требования GMP с годами усложняются. Организованная государством строгая система контроля способствует допуску на рынок только качественных и эффективных препаратов. Не лишним будет напомнить, что белорусская фармацевтика очень востребована за рубежом, объемы экспорта увеличиваются из года в год. А если белорусские лекарства так востребованы у россиян и представителей других государств, почему мы не можем по достоинству оценить свое?

Лекарства

Наркевич: Я не говорю, что мы не можем или не умеем оценивать свое. И можем, и умеем. Но дело ведь в другом: многие уникальные лекарства (я говорю об импортных), которые являются жизнеспасающими, просто не имеют отечественных аналогов. Это в том числе препараты для лечения и паллиативной помощи при различных видах рака. Наверняка все знают о самом дорогом лекарстве в мире, применяемом для генной терапии спинальной мышечной атрофии. Наша страна его не производит, дженериков тоже нет – что остается делать родителям, у чьих деток диагностировали СМА?

Во-вторых, один и тот же импортный препарат может выпускаться в разных формах: таблетки, порошок для растворения, капсулы, сироп. Тогда как отечественный дженерик – это, как правило, только таблетки.

А вакцины? Те, у кого есть маленькие дети, меня поддержат: иностранные защищают сразу от нескольких инфекций, то есть прививки можно делать реже. А дать ребенку один укол и дать три – есть ведь разница. Для малыша данная процедура и так вызывает сильный стресс…

Царикевич: К счастью, мы живем в такое время, что на любую болезнь есть целый перечень лекарств, которые помогут преодолеть недуг. И, конечно, направлений развития белорусской фарминдустрии множество. Уверена, придет то время, когда отечественные фармкомпании предложат белорусам качественные и действенные препараты от сложных и даже смертельных болезней. Уже сегодня многие производители, успешно освоив выпуск массовых медикаментов, физрастворов, производят тест-системы для диагностики множества заболеваний, а также различные виды кардиологических биопротезов, концентраты для гемодиализа и другие незаменимые для системы здравоохранения препараты. В Минской области открыт новый завод по производству медикаментов из плазмы крови человека, аналогов которому нет в СНГ.

Отдельно отмечу, что вся белорусская фарминдустрия отлично справилась с вызовом времени под названием COVID-19, когда потребность в инфузионных растворах и других препаратах увеличилась значительно. Компании работали на нескольких производственных линиях в круглосуточном режиме, но удовлетворили высокий спрос.  

А вы знали?

Грейпфрутовый сок не рекомендуется пить вместе с приемом лекарств. В нем содержатся фуранокумарины, которые способствуют многократному увеличению концентрации активных веществ медикаментов в крови, что может привести к передозировке.

Наркевич: Помню, у одного автора прочитала следующее: «Наверное, если я умру от рака, то аккурат на следующий день после того, как от этой гадости придумают лекарство». Это я к чему? Тоже надеюсь, что наши фармацевты изобретут свои, отечественные препараты, которые будут спасать от разных хворей. Но пока подобных заявлений не сделано, на рынке должны быть и импортные оригиналы, и белорусские дженерики. Это свобода выбора, которая должна быть у людей. И осуществляется этот выбор на основе разных факторов: доверие к производителю, личные ощущения. Но в первую очередь – исходя из финансовых возможностей.

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59