«Не знала, как вести себя с детьми, которые недоедали». Солигорчанка стала мамой для 32 чужих ребят
Пока непоседливый Никитка в десятый раз пытается залезть на горку-паутинку, любознательная Машенька угощает нас «салатом» из песка, листьев и маленьких камушков. Дашенька тоже не отстает от братика и сестрички — сбегала домой за куколками, усадила за столик и давай грамоте учить!.. Еще год назад эти ребята даже не догадывались о существовании друг друга. А теперь все они — одна большая, дружная семья. У них есть свой дом: уютный, в два этажа! Есть родитель-воспитатель Оксана Климова. Но так она значится только в документах. Для ребят, которые уже, казалось, и забыли, что такое любовь и забота, Оксана — просто мама. По крайней мере, так ее сегодня называют уже 33 человечка!
Страх остаться голодными
Мы в агрогородке Краснодворцы Солигорского района. Спрашивать дорогу к дому семейного типа не пришлось: вот он, в самом начале улицы — большой, яркий, утопающий в цветах.
О том, что здесь живет много ребятни, говорят всевозможные качели, горки-лазалки, песочница… Проходим детскую площадку — и перед нами огород, настоящее царство помидоров, огурцов, капусты, баклажанов. В саду почти к самой земле нагнулись ветви яблони: этот год на яблоки урожайный! Груши тоже удались на славу!
— Что дети не съедят, отправится в банки на зиму. Компоты, варенья, морсы у нас уходят на «ура»! Уже 88 банок закатала! — как бы между прочим замечает мама-воспитатель дома семейного типа Оксана Климова. — Сама бы, конечно, не управилась. Дети помогали!
О том, чтобы стать воспитателем дома семейного типа и взять на себя заботу о 10 малышах одновременно, Оксана никогда не думала. Как-то во время учебы доводилось ей бывать в детском приюте: подумала тогда, что могла бы взять одного ребенка на воспитание. Не сейчас, а когда-нибудь…
— Но судьба распорядилась иначе… Работала в Солигорске педагогом-дефектологом, воспитывали с мужем дочку Валерию и сына Елисея. Когда мальчику было три месяца, он тяжело заболел. Начались хождения по поликлиникам, больницам, ежедневная борьба между жизнью и смертью, — вздыхает Оксана. — А тут как раз объявили набор на должность воспитателя в новый дом семейного типа. Муж загорелся этой идеей: он хотел переехать в деревню, а я была не уверена. На руках больной ребенок: как со всем справиться?
Супруг Оксаны все-таки подал заявку. Позже пару пригласили на собеседование, а через день огорошили новостью: вы будете родителями! Пришлось собирать вещи и переезжать из большого райцентра в деревню, где уже завершалось строительство дома семейного типа.
Свою первую воспитанницу Оксана помнит хорошо: впрочем, как и всех ребят, которых брала в семью.
— Приехали с мужем в приют знакомиться с 8-летней Викой. А тут она сама ко мне подбегает, обнимает за ножку и говорит: «Хочу к маме». Я растерялась. Знала, что мама у малышки умерла, отец пил. А Вика добавляет: «К маме — значит к тебе»!
Скоро у Вики появилось еще три братика и сестрички: в доме семейного типа поселились Дима, Аня и Андрей. Побыли, правда, недолго — их мама, которую за разгульный образ жизни лишили родительских прав, взялась за ум, нашла работу. Детей ей вернули. А вот первенец Вика задержалась до 18 лет. Как и большинство ребят, которых Оксана брала на воспитание.
— С Викой поначалу было очень непросто. Мы садимся есть — она ест и ест без остановки. Ее уже тошнит, но она все равно продолжает. Я не знала, что делать. И хотя перед тем, как стать воспитателем, проходила различные тесты, работала с психологами, но разве на этих тестах объясняли, как вести себя с ребенком, который привык недоедать? Вика боялась, что в доме может закончиться еда, и этот страх в ней сидел годами…
Помочь ребятам забыть ту нехорошую, неблагополучную часть их жизни — самое сложное, говорит Оксана.
— Некоторые мои воспитанники никогда не видели игрушек, не ели сладостей. Не у всех были нормальные постели: дети спали на кроватях без матрасов… И вот они приходят жить в дом семейного типа, где всегда в достатке еда, где тепло и много игрушек, но еще месяцами не могут привыкнуть к новой жизни. Они словно боятся, что все это может закончиться… Даник, один из моих сыновей, долгое время прятал печенье и хлеб про запас. А как-то приехала навестить его в санаторную школу. Хотела поменять постельное белье, а у него под подушкой гора грецких орехов. Спрашиваю: «Зачем они тебе, ведь ты их никогда не ел»? Стоит и молчит…
Сын, кстати, уже учится в Специализированном лицее при МЧС в Гомеле. Потом пойдет учится в академию. Мечтает стать спасателем!
Сын и зять в одном лице
С детьми, оставшимися без попечения родителей, найти общий язык порой бывает крайне непросто. Они замкнутые, боятся довериться чужому человеку, тем более, если были преданы самыми близкими людьми… Но любовь, внимание и ласка творят чудеса! День за днем, шаг за шагом Оксана согревает израненные детские сердца. Помогает ребятам вновь начать верить в чудо, мечтать, любить, смеяться. Как мама учит самостоятельности: застелить кровать, помыть посуду, сложить аккуратно свои вещи — это из разряда элементных навыков.
— Приучаю ребят к работе по дому, делю обязанности. Старшие детки помогают младшим с уроками, но и малыши не сидят без дела. Я не знаю, как сложится дальнейшая жизнь моих воспитанников, когда они покинут дом. Но хочу быть уверена, что во взрослой жизни они не пропадут.
— А за ваше внимание не соперничают? — спрашиваю у мамы Оксаны.
— Такого за ними не замечала! — улыбается женщина. — Когда беру ребят в семью, не требую, чтобы называли мамой. У некоторых из них живы биологические родители, кто-то круглый сирота. Но так выходило, что все без исключения дети называли и называют меня мамой. Что чувствую в этот момент? Что я самая счастливая женщина на свете! Помню, как взяла на воспитание 14-летнего Егора. Прекрасный мальчишка, спортсмен, звезда футбола! Он уехал на соревнования во Францию, а через несколько дней ему сообщили, что мама разбилась на машине. Папа, который на тот момент работал на «Беларуськалии», не справился с утратой, начал пить. Я взяла Егора в нашу большую семью, но поначалу была для него просто Оксаной. Не ждала, что назовет мамой: подростковый возраст сам по себе непростой, а тут еще такая потеря… Но на День матери Егор подарил мне цветок и впервые назвал «мамой»…
… Сегодня Егору уже 26 лет, но Оксана Климова для него по-прежнему мама. Не так давно отец парня умер, больше родственников у него нет.
— Вы напишите в статье, что Оксана для меня теперь не только мама, а уже и теща! — попросил молодой человек. — Хотя слово какое-то не очень. Давайте так: у меня есть просто МАМА! Без нее я не стал бы тем, кем стал. Она подарила мне семью, и даже не одну…
Оксана, видя мое недоумение, расставила все точки над «і»: в январе этого года ее родная дочка Валерия и воспитанник Егор стали мужем и женой!
— Потеря мамы не сломила его, и когда Егор пришел в нашу семью, он покорил своей добротой, трогательностью, заботливостью. Правда, первые годы видела в нем только брата, а когда повзрослела — влюбилась! Мама, наверное, первая заметила что-то неладное, — смеется Валерия. — Отговаривать не стала, наоборот радуется, что теперь у нее зять и сын в одном лице!
Супруги осели в Старобине, где Егору дали социальное жилье. Молодой человек трудится в «Шахтаспецстрое», в свободное время выступает за ФК «Партизан». Когда в городе проходят игры с участием команды, вся большая семья Оксаны Климовой едет поболеть за Егора!
— Я за детей рада. Егор как-то мне сказал: «Мама, если бы не ты, я бы, наверное, связался с дурной компаний и пропал». Каждый день благодарю Бога, что этого не произошло, и сын попал к нам в семью…
Пока общались с Оксаной, обратила внимание, что она в какой-то момент вместо «мы с мужем» — начала говорить «я». Спросить неудобно, но хозяйка сама затронула этот момент. Оказалось, когда Оксана уже взяла не воспитание четверых ребятишек, умер ее родной сын Елисей. Беда пришла не одна: через какое-то время ушел из семьи муж. Как, оставшись одна, не опустила руки после предательства?
— Ну, один человек предал, зато 30 замечательных человечков остались преданны, — замечает родитель-воспитатель. — У меня и мысли не возникло, чтобы отказаться от детей: они мой образ жизни. И менять его я не хочу!
В гости к маме
За 12 лет работы в детском доме семейного типа Оксана Климова воспитала 32 чужих ребенка. Кто-то уже давно вырос, женился, завел свои семьи. Другие дети еще учатся в вузах и ссузах. И хотя им уже по 18-20 лет, все равно приезжают в Краснодворцы к маме.
В этом плане нам повезло: командировка в Солигорский район пришлась как раз на пятницу — выпускники дома семейного типа Виктория и Андрей гостили у Оксаны. Андрей, каланча под 2 метра, жарил во дворе шашлыки, Вика нарезала овощи.
— А суп приготовить сможешь? — с подвохом спрашиваю у девушки.
— Конечно! Меня мама всему научила!
Мамой Вика считает только Оксану, хотя у нее живы родители. Но их она называет «биологическими».
— Мне лет 7 было, когда они начали пить. Нас с братиком и сестричкой три раза забирали из семьи. Родители начинают злоупотреблять — мы переезжаем в СПЦ. Пройдет полгода, они вроде исправятся, а потом все по старой. Мы часто приходили в школу неопрятные, у нас находили вши… После третьего раза мы уже туда не вернулись, переехали в Краснодворцы к маме Оксане. Впервые в жизни у меня появилась своя комната, отдельная кровать.
Вика окончила Слуцкий медколледж, работает в Солигорской ЦРБ. Когда зашел вопрос о жилье, девушка немного смутилась: «Мама добилась, чтобы дали общагу. Она за меня горой!»
А вот со своей биологической матерью Виктория общается только в письмах: женщина периодически проводит время в местах не столь отдаленных. Обещает исправиться, приехать повидаться с дочерью. Таких обещаний Вика слышала немало, больше в них не верит. С папой она общается чаще, даже приезжала к нему в гости. И была шокирована, увидев, в каком состоянии отчий дом: ни света, ни газа. «Когда меня забирали последний раз, все было точно так же. За 10 лет ничего не поменялось…», — с сожалением говорит девушка.
Чтобы немного разрядить обстановку, Оксана переключилась на Андрея:
— Сын лесником будет! Еще пару месяцев, и окончит колледж, пойдет на работу. Когда брала его в семью, на меня смотрели с удивлением: мол, зачем вам ребенок с диагнозом «умственная отсталость»? Но я-то видела, что парнишка хороший, смышлёный. Мы много занималась, ездили на реабилитацию… И вот, какой жених вымахал! Еще немного, и приедет знакомить с невестой! — гордо замечает мама Оксана.
Ждем пополнения!
Сегодня в Краснодворцах в доме семейного типа живет 11 ребят. Все они разные по характеру: Мирослава очень открытая и не по годам смышленая; Машенька — аккуратистка, любит порядок; Сонечка обожает рисовать… О том, где их родные мама и папа, девчонки рассказывают с большой неохотой. А когда в очередной раз начинаю приставать с глупыми вопросами, по-детски отмахиваются и зовут посмотреть на их комнату. У девочек она, как и положена, розовая: на обоях воздушные шары, в тон подобрано постельное белье, мебель.
— Здесь спит Мирослава, рядом я! — хвалится Маша. — Игрушки у нас общие, и мы никогда-никогда из-за них не спорим! Я забочусь о Мире, как и мама о нас!
Конечно, с маленькими детьми установить контакт гораздо проще, но в семью Оксана берет ребят разного возраста. Не отказывается и от деток с особенностями развития. Трудностей в этом плане не боится: нужны процедуры или долгая реабилитация — все организует. Опять же благодаря ей многие ребята впервые в жизни побывали в театре, цирке, аквапарке, Брестской крепости, Мирском и Несвижском замках…
Как воспитатель дома семейного типа Оксана получает зарплату, плюс на каждого ребенка ей платят пособие. Свои деньги женщина по закону может тратить на себя. Но разве это возможно, когда у тебя 11 несовершеннолетних детей и еще 20 взрослых приезжают в гости почти каждые выходные?
— Собрать ребят к школе, одеть, обуть, купить предметы личной гигиены, подарки к праздникам… Все детки посещают различные кружки и занятия по интересам — спортивная обувь, альбомы, краски, тетради и прочее нужны постоянно. А сколько еды надо наготовить! И ведь каждый хочет что-то свое: один кашу, второй овощи, третий суп. Даник, например, мясо вообще не ест: он с детства его не видел, и когда пробует, начинает тошнить. Для него специальное меню составляю.
Чтобы немного сэкономить, Оксана делает на зиму закатки. В этом деле она мастер: вареньями, компотами, соусами, кетчупами заставила почти весь погреб.
— А вот на детях не могу экономить. Ребята, которые пришли из неблагополучных семей: что они видели в жизни? Хочется дать им все самое лучшее. Показать, что можно жить и не бояться, что пропадет хлеб или в доме не станет света, воды, — говорит женщина.
… На прощание поинтересовалась у Оксаны о ее планах. Она будто ждала этого вопроса:
— Ждем еще детей! Попросили взять мальчишку, вот готовимся принять его в нашу семью. А почему ждем? Полгода назад я вышла замуж. Муж не местный, даже не белорус, но ради нас оставил Европу и приехал на Солигорщину. То, что у меня больше 30 детей, его не смутило, даже обрадовало! Ребята чуть ли не с первого дня стали звать его папой — он счастлив, ведь своих детей завести не смог. Говорит, хочет стать настоящим отцом для всех ребят, которые пришли в наш дом, и которые еще сюда придут.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал Минская правда|MLYN.by, чтобы не пропустить самые актуальные новости!