Непарадный герой – рассказываем о комбате Рыжове из Борисова
Продолжая тему о командирах пехоты Красной Армии, сражавшихся на фронтах Великой Отечественной войны, хотел бы рассказать об уроженце деревни Моисеевщина Борисовского района Минской области Владимире Григорьевиче Рыжове.
С началом Великой Отечественной войны Владимир Рыжов добровольцем ушел на фронт. Воевал смело и отважно, поэтому и был направлен на фронтовые офицерские курсы. Окончив их, в 1942 году, воевал в должности командира пулеметной роты, а затем – стрелкового батальона.
О КОМАНДИРАХ ПЕХОТНЫХ БАТАЛЬОНОВ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Как известно, больше всего безвозвратных потерь в Красной Армии в годы Великой Отечественной войны было в летне-осенних оборонительных кампаниях 1941 (25,2%) и 1942 (18,3%) годов, когда войска с боями отходили от западных границ страны. Вражеские пули, бомбы и снаряды чинов и рангов не разбирали. Страшные цифры: в командном составе советской пехоты только безвозвратные потери в первые годы войны составляли до 50%.
Военные историки и исследователи подсчитали потери среди командиров батальонов – 20.913 человек. Это их наглядный, зримый, увлекающий за собой порыв и жесткий приказ «Вперед! За Родину!» поднимал сотни человек в атаку. И вместе со своими солдатами они комбаты и погибали.
«Комбат – самый ближний к немцам офицер нашей армии, по которому остервенело стреляют фашисты, когда он поднимает солдат в атаку, и самый дальний, самый крайний командир для своих начальников». Так определил роль комбата в годы Великой Отечественной войны Петр Михин, сам фронтовик, впоследствии соавтор правдивой, честной книге о войне «Мы дрались с «Тиграми».
В своих воспоминаниях Михин продолжает разговор и высказывает свои фронтовые суждения о комбатах: «До него может дозвониться по телефону даже сам Верховный Главнокомандующий. На нем, на комбате, замыкается телефонный гнев, исходящий от любого вышестоящего начальника. Дальше – по линии связи, и ниже – по должности, чем комбат, дозвониться, приказать, изругать, разнести, пригрозить расстрелом, а то и слезно, по-братски, попросить продвинуться вперед – хотя бы еще на полсотни метров – любому командующему было некуда и некому. Он, комбат, был исполнителем всех стратегий и замыслов… И он, комбат, за все держал ответ: захлебнется ли атака, оставят ли траншею, погибнет ли в бою целиком весь батальон. Только смерть его самого прекращала всякие к нему претензии».
А воевавший сам командиром батальона Николай Грибачев, после тяжелой контузии ставший военным журналистом, написал такие строки:
Оглохшая от бомб, ослепшая от пота,
На серых скатах круч, на выжженной гряде
Пятнадцать дней подряд лежит пластом пехота,
В ста метрах от воды, мечтая о воде…
В зубах скрепит песок, плечо горит и млеет,
Как угли из костра, патроны жгут ладонь,
И раненый комбат, бинтом в песках белея,
Нам из последних сил хрипит: «Огонь!.. Огонь!..
Согласимся, что такие слова могли написать только люди, сами в полной мере «хлебнувшие» той, страшной войны…
О ТРУЖЕНИКЕ ВОЙНЫ, КОМБАТЕ ВЛАДИМИРЕ РЫЖОВЕ
После командирских курсов Владимир Григорьевич прошел ступени пехотного командира, от командира взвода до командира батальона, находясь все время на самом острие боев, а за проявленное мужество и храбрость, решительность, подчас дерзость, а также умение воевать, командирский талант был награжден тремя боевыми орденами и удостоен высшего звания в стране, став Героем Советского Союза!
Становление Владимира Рыжова как офицера и командира прошло в 42-й отдельной стрелковой бригаде. В те, на всю его жизнь памятные дни осени 1942 года, когда бригада, переправившись в ночь со 2 на 3 сентября под огнем противника через Волгу, заняла оборону в Дубовой балке, используя в качестве главного опорного пункта высоту 133,4. Местные жители называли ее Тоськин пупок. Комбриг отдал приказ: «Уйти в землю на два метра глубиной каждому солдату в отдельности. Твоя ячейка – твоя крепость!». В течение трех суток напряженных боев подразделения бригады не только сдерживали натиск превосходящих сил противника, но и сами контратаковали и отбрасывали врага. Тогда особо отличились пулеметчики роты, которой и командовал лейтенант Рыжов. Самые ожесточенные бои шли 17 сентября, когда противнику удалось фактически окружить наших воинов. Но бойцы не дрогнули, никто не оставил своих позиций, пока не поступил приказ о прорыве из окружения.
Из воспоминаний командира комендантского взвода Степана Костенко: «Путь наш был неимоверно трудным. Представьте себе, что в кромешной темноте надо было спуститься в крутой, глубокий ров. Спуститься не одному, а целой колонной, неся на руках раненных, минометы, пулеметы, противотанковые ружья. Причем в близком соседстве с врагом, на которого можно было наткнуться в любую минуту, на каждом шагу. Шли на ощупь, подчас держась друг за друга, топким водосточным оврагом, увязая в грязи, стараясь двигаться тихо, беззвучно… Овраг подступал к полотну железной дороги, а на ее высокой насыпи уже немцы. На пригорке стоит немецкий танк… Как быть? Выручило то, что под железной дорогой оказалась водосточная труба диаметром чуть более метра, длиною метров 15–20. По ней можно было только ползти, вдыхая зловоние нечистот. Но делать нечего – пришлось испытать неприятные ощущения, проползая по этой трубе, протаскивая по ней раненых, пулеметы и минометы».
Командирский же талант Рыжова в полной мере раскрылся, когда он был назначен командиром стрелкового батальона в 16-ю гвардейскую механизированную бригаду.
Трижды комбат Рыжов был ранен, но каждый раз возвращался в строй – это, согласитесь, подвиг! Сам же Владимир Григорьевич всегда говорил, что подвигов не совершал, а воевал за семью, родных и близких, за малую родину и за Отечество в целом. И не за ордена, да и какие награды могли быть особенно в первые годы войны, когда главной наградой для бойцов и командиров Красной Армии была жизнь!
Первой же наградой Родины у комбата Рыжова стал скромный, по меркам Великой Отечественной войны, орден Красной Звезды лишь в июле 1943 года. Тогда противник, заняв выгодные рубежи на господствующих высотах у переправы на реке в Орловской области, не давал возможности нашим частям форсировать водную преграду. И комбат Рыжов, получив боевую задачу: «… блестяще ее выполнил ночью, когда главные огневые врага точки были уничтожены и батальон, форсировав реку, овладел деревней Дулебинской. В этом бою тов. Рыжов был ранен, но руководил боем до тех пор, пока не выполнил боевую задачу»( по тексту наградного листа на комбата Рыжова, прим.)
Неоднократно комбат Рыжов проявлял решительность в критические моменты боев. Так, в марте 1944 года, когда немцы большими силами пехоты и танками «Тигр» стали отрезать один из батальонов и танковый полк бригады, ставя своей целью их полное окружение и уничтожение, то именно комбат Рыжов смелым маневром предотвратил окружение наших сил. В другой раз, когда враг силами до полка пехоты прорвал оборону бригады и под угрозой оказались штабы корпуса и армии, то вовремя подоспел батальон Рыжова , который с марша, с ходу завязал встречный бой с превосходящими силами противника и нанес ему поражение. Тогда и отмечен был Владимир Григорьевич вторым орденом – Боевого Красного Знамени.
А за успешно проведенные бои на подступах к городу Львову, а затем и в уличных боях, когда батальон Рыжова уничтожил до 200 вражеских солдат и офицеров, 7 тяжелых пулеметов, 3 орудия, захватил 2 склада с продовольствием и боеприпасами, комбат удостоился и полководческого ордена – Богдана Хмельницкого 3-й степени.
Золотая Звезда Героя Советского Союза засияла у комбата Владимир Рыжова за январские бои 1945 года. О них нужно рассказать подробнее, так как именно тогда и состоялся звездный час нашего земляка – этого настоящего труженика войны
Командуя передовым штурмовым отрядом бригады в составе своего батальона, приданных ему танкового и артиллерийского подразделений, гвардии майор Рыжов умело организовал их взаимодействие, своей решительностью и личной смелостью добился серьезных успехов:
отразил атаку большого количества пехоты и танков противника ,при этом немцы потеряли только танков 13, орудий – 17, не одну сотню личного состава;
затем стремительными действиями, совершив смелый маневр, его передовой отряд вышел на южные окраины города Лодзи. При этом в ходе этих боевых действий было уничтожено до батальона пехоты немцев и их два дивизиона зенитной артиллерии;
и не давая противнику передышки, передовой отряд Рыжова первым в бригаде форсировал реку Одер, захватив плацдарм. А в критический момент боя, сам лег за станковый пулемет, одновременно руководя боем до прихода наших подкреплений.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 апреля 1945 года «За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм» гвардии майору Рыжову Владимиру Григорьевичу было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за номером 4798.
ЖИЗНЬ И ПАМЯТЬ
Из Советской Армии гвардии подполковник Владимир Рыжов уволился в запас в 1947 году. Жил, работал, активно участвовал в общественной жизни, военно-патриотической работе в городе Свердловске, ныне Екатеринбург. В 60 лет он ушел из жизни, но и в Екатеринбурге, и в нашем Борисове помнят и чтят Героя, оставившего после себя добрые дела и светлую память.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал Минская правда|MLYN.by, чтобы не пропустить самые актуальные новости!