Меню

Он снимал лики войны. Вспомнили фотографа-фронтовика, минчанина Василия Аркашева

Фото ВОВ
Фото: Фото автора из открытых источников

Для многих людей Великая Отечественная Война — это прежде всего фотохроника. Знаменитые снимки наших бойцов со Знаменем Победы над рейхстагом, например, или у его исписанной фамилиями стены знают все. А помнят ли они самих мастеров камеры, что запечатлел те огненные версты для нас? Одним из таких умельцев создания кадра, прошедшим войну, был Василий Иванович Аркашев, многие годы проживший в белорусской столице, закончивший тут свои дни.

Василий Иванович Аркашев родился 26 апреля 1914 года в Вязьме. Фотокорреспондент, член Союза журналистов СССР, ветеран Великой Отечественной войны, заслуженный работник культуры БССР.

Именно он крупным планом сфотографировал известный миллионам падающий немецко-фашистский штурмовик Hs-129 («Последнее пике», 1942 год), сделал не менее известный непостановочный кадр «Здравствуй, мать Белоруссия!» (1944 год) и многие другие. Сегодня хочется вспомнить подробности о том, как создавались эти шедевры, ставшие классикой. Вот как описывал свои фронтовые будни сам корреспондент:

— У наших фоторепортеров в годы войны не было хорошей аппаратуры со сменными телеобъективами, с помощью которых можно было бы снимать поле боя издалека, поэтому нам приходилось самим пробираться в эпицентр событий, — пояснял он мне. — Далее, чем на 30–35 метров от объекта съемки, удаляться было нельзя… Разумеется, фотокорреспонденты очень рисковали.

Книга «Журналисты о войне» авторства фотомастера вторит его рассказу, передавая эпизод о том, как он получил задание запечатлеть для прессы образ знатного снайпера Красной Армии Абдуллы Сефербекова:

— Уткнувшись лицом в снег, слышу, как стучит сердце. Невольно думается: «Неужели фашист держит меня на мушке?». Время идет — выстрела нет. Значит, пронесло. Или враг не видит меня, или решил, что я убит… С трудом приоткрываю один глаз, да и то наполовину залепленный снегом. Белый маскировочный халат, смуглое лицо, черные усы. Оптический прицел шарит по горизонту. Точное соответствие портрету, который сложился в моем воображении. Хорошо бы сейчас заснять героя, да жаль, ФЭД запрятан далеко под шинелью.

— Я Абдулла Сефербеков, — негромко произнес мой сосед, не отрываясь от прицела. — Зачем пришел?! Кто просил?

— Надо сфотографировать тебя для газеты.

— Тебе что тут, парк культуры? Немедленно ползи в воронку. Лежи там и не шевелись. Я скоро приду…

Мне ничего не оставалось, как выполнить приказ снайпера. Воронка мелкая, находится на бугре, но искать другое убежище рискованно. Кое-как втиснулся, не шевелюсь. Передний край мало-помалу оживает. Над головой с воем проносятся мины, снаряды. Шипя, вонзаются в снег пули. Вблизи ни одной траншеи. Я понял, что по оплошности попал на нейтральную полосу. Теперь до вечера отсюда не выберешься, если даже ранят. Фашистские снайперы тоже держат на прицеле наши окопы. Мысли в голове невеселые. А тут еще ноги одеревенели. Бруствер воронки затянуло льдом — не разогнуться. Главное — не уснуть! Можно замерзнуть».

Не менее опасным была работа с такой необычной фактурой как падающий вражеский штурмовик Хеншель-129. Василий Аркашев (в книге рассказов «Мы встречались в бою») вспоминал, что как только он успел сделать один-единственный щелчок затвором, самолет врага, волоча за собой длиннющий шлейф аспидно-черного дыма, с воем упал невдалеке! Корреспондента подбросило взрывной волной, обдало жаром и присыпало землей, но молодой мужчина был доволен — кадр получился!

Особый интерес вызывают снимки Василия Аркашева, запечатлевшие первые дни войны, когда бойцы 100-й стрелковой дивизии отражали наступление немецко-фашистских захватчиков в районе Острошицкого городка, вдоль Логойского тракта. Значительная часть документальных кадров фронтового фотокорреспондента посвящена событиям, связанным с битвой за Москву, освобождением Гжатска, Вязьмы, Дорогобужа, Ельни, Смоленска. От Минска до Москвы, от Москвы до Кенигсберга, в Литве, Восточной Пруссии — всюду, куда бы ни попадал с нашими войсками Василий Аркашев, он фиксировал события и время. На его кадрах не только боевые эпизоды, атаки и переправы, но и армейский быт, медсанбаты, допросы пленных.

Хрестоматийной считается фотография советского воина-освободителя, опустившегося на колени и целующего белорусскую землю летом 1944 года. В июле того же памятного для Беларуси года был сделан фотоэтюд «Любит? Не любит?». Советский танкист, запечатленный на снимке, стал ярким символом победы над нацизмом. На другом фотоснимке — партизаны бригады имени А. Суворова на одной из улиц Сморгони в день освобождения города от немецко-фашистских захватчиков. На менее известном снимке запечатлена Е. И. Кулеш, жительница деревни Мытищи Логойского района Минщины, пулеметчица одного из партизанских отрядов бригады «Народные мстители» имени В. Воронянского. В другой раз в объектив Аркашева попала девушка-боец, присевшая отдохнуть… на немецкую мину! Повезло так повезло — взрыватель боеприпаса не сработал!

Дополнительно:

В 1933 году окончил курсы фотопрессбюро в Харькове. Три года работал фотокорреспондентом ряда газет в Украине. В 1936-м был призван на срочную военную службу в РККА. После увольнения в запас — фотокорреспондент газеты Белорусского военного округа «Красноармейская правда».

С первого дня Великой Отечественной войны — на фронте, фотокор газеты «Уничтожим врага» 5-й армии Западного, впоследствии 3-го Белорусского фронта, а с марта 1944-го — «Красноармейской правды» (ныне «Белорусская военная газета. Во славу Родины»). В послевоенные годы продолжил работу в военных изданиях — в газетах Белорусского военного округа и Группы советских войск в Германии.

В 1963–1970 гг. Василий Иванович — фотокорреспондент журнала «Сельское хозяйство Белоруссии». С 1971 года — фотокорреспондент творческой студии «Фото и жизнь».

В 1969 году из печати вышел альбом Василия Аркашева «Фронтовыми дорогами». Продолжая повествование о судьбах героев войны, он написал книгу документальных рассказов «Мы встречались в бою».

На международном конкурсе газеты «Правда» в 1975 году фронтовые снимки мастера были удостоены первой премии. А на Всесоюзной выставке, посвященной 30-летию Победы, — серебряной медали и диплома ІІ степени.

Василий Иванович Аркашев награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны II степени, медалями «За боевые заслуги» (дважды), «За оборону Москвы», «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», другими государственными наградами.

Умер в августе 1996 года в Минске.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал Минская правда|MLYN.by, чтобы не пропустить самые актуальные новости!

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59