Нужны ли писатели? О литературном процессе на просторах Союзного государства
«Современная литература в застое: книжек много, а шедевров мало». Часто слышу подобное утверждение, а за ним и объяснение: разленился современный писатель, не пишется ему совсем. Нет вдохновения, муза не заглядывает, творческая атмосфера не располагает, таланты иссякли. Недавняя книжная ярмарка в Москве и крепкий кофе, тут же заботливо сваренный бариста, заставили меня серьезно задуматься о проблеме выживания нашей литературы.
Оказывается, бариста или по-нашему кофевар — это профессия. Ее обладатель авторствует над кофейным напитком и дарит настроение. Барбер тоже профессия. Это тот, что в барбершопе колдует над бородами и брутально постригает. Мастерицы гладкого шеста также при деле: артист или танцор, такая запись в трудовой мелькает у стриптизерш. С телеэкрана обольстительницы даже открыто предлагают ввести новую профессию: актриса флирта. Не за горами профсоюз стриптизных тел мастеров. Эти профессии уважают, воспевают, опекают, ценят и усиленно рекламируют. У их представителей есть права и трудовые книжки. У писателей их нет.
Сейчас нет такой профессии — писатель. Литературный процесс в России и Беларуси пока буксует. Достаточно зайти в книжные магазины, забитые переводной и легковесной литературой. Получается, что кофевар «авторствует», стриптизер демонстрирует изгибы, а мастера пера якобы тунеядствуют. Уже более тридцати лет писатель является лицом без трудового стажа в нашем Союзном государстве. В нынешние времена авторы книг практически забыли, что такое гонорары. Писателей лишили минимальных социальных гарантий, возможности публиковать свои произведения. Несёшь свой труд в издательство или типографию — заплати. При этом мало кого интересует содержание и литературный уровень произведения.
Литературное дело переведено в любительство. В 1991 году Ельцин ликвидировал государственную поддержку литературы, и не только материальную, фактически закрыл литературный процесс как лишний и ненужный в наступившем капитализме. И эта инерция в духовной сфере продолжается по сей день. Писательство стало самодеятельностью, хобби, как рыбалка, собирание пазлов или филателия. А ведь литература — это работа, причем, тяжёлая, ответственная, мучительная, требующая помимо всего прочего большой самоотдачи, времени и таланта. Поле, которое освободили от писателей, заняли щелкоперы всякого рода, графоманы при деньгах и либеральные провокаторы. Свято место пусто не бывает.
В 1934 году Иосиф Сталин, выступая на съезде советских писателей, назвал их «инженерами человеческих душ», определив тем самым основную задачу творцов. Созданный в СССР уникальный Союз писателей, после развала страны принял в новой России декоративные очертания, разделившись на автономные образования по политическим пристрастиям, став общественной организацией, типа клуба любителей чау-чау. Большой Союз, объединявший литераторов всех республик СССР, имевший права, материальные ресурсы, встроенный в общественную жизнь и решавший общегосударственные задачи исчез, как дым, пустив литературный процесс на самотек. До сих пор нет Закона о творческих Союзах. Вот и получается, что писатели вне правового поля, как бы сбоку, на периферии, на обочине культуры. Показательные масштабные мероприятия лишь маскируют проблему.
Сегодня информационное поле заполняют журналистика, медиа структуры, блогерство. Они формируют общественное мнение, влияют на сознание, несут главную нагрузку в духовной сфере. Литература на задворках этого процесса. Литераторов вывели из числа тех, кто формирует общественное сознание. Они как бы лишние. А ведь писательский взгляд — это не просто информирование, или злободневная критика, он устремлен в глубины жизни и человека, устремлен в будущее. Писательский взгляд — это осмысление, обобщение действительности, существующего мира. В этом плане наша эпоха оказывается попросту голой, непонятой и глубоко не осмысленной. И это преступление перед эпохой. Недаром никак не рождается образ будущего стран всего постсоветского пространства. Мы все парим в неопределенности. Писатель интересен своими образами, философской мыслью, своими обобщениями, социальными прогнозами. Нет писателей, нет достойных пьес, нет ярких сценариев для кино. Зато в информационном пространстве обилие фейков, треска, звучат и переплетаются интересы разных слоев, групп, сословий. Поверхностный взгляд точечно скользит по эпохе. Глубинный взгляд выбит.
Мне могут возразить, что на самом деле книг выходит море. Но выпуск платных книжек — это не книгоиздание, это любительство и вещевой рынок в чистом виде. А при отсутствии литературной критики книга становится игрушкой для личного пользования и подарком зубным врачам. Все решает пиар и богатый спонсор, издатель, книготорговец. Монополию на слово передали коммерсантам. Назвать это книгоизданием невозможно. И чаще всего, к сожалению, на выходе рождается не литература, а обыкновенная графомания. Некоторые современные произведения на книжном рынке России раскручиваются, спору нет. Но раскручивается в основном то, что нужно частному интересу, отдельным политическим группировкам. Государство где-то далеко от всего этого, по-прежнему, как и в 90-е годы, всем управляет рынок. А у него, как известно, свои заботы. Ему ничего не интересно, кроме денег.
Книжное дело это еще и мощный элемент воспитания, образования, духовного развития личности и должно служить не только на потребу бизнесменов, но еще и на пользу государства. Здесь в один поток сливается и материальное, и духовное, и нравственное. Прибыль и воздействие на сознание граждан, просвещение, укрепление патриотизма, воспитание и интеллектуальное развитие подрастающего поколения. Все это прописные истины. Но литература, как и любая творческая, образовательная, научная деятельность, требует внимания, интереса, усилий и поддержки. Пока же нашу эпоху лишили летописцев, продолжая традицию заложенную временем развала. Духовной сфера напрямую связана с безопасностью Союзного государства. Это хорошо понимали в тридцатые годы. Наши героические предки, победившие в Великой Отечественной войне, были воспитаны на правильных книгах. Сейчас снова время глобальных перемен. Не упустить бы и эту важнейшую для выживания нашего Союза и всей евразийской цивилизации проблему.
Автор: Алексей Синенко