Клинический случай румынской политики: лечится ли вирус, подхваченный на курсах Сороса?

Клинический идиотизм — заболевание специфическое, лечение достаточно продолжительное и сложное, а заражение передается только через рот от инфицированного пациента. Посла Российской Федерации в Румынии вызвали в румынский МИД после нарушения воздушного пространства Польши БПЛА в ночь с 9 на 10 сентября. Новость абсурдная сама по себе, не берем даже в расчет, что официально не установлено, чьи это беспилотники бороздили небо Польши — Румыния здесь при чем?
Румыно-российские отношения: риторика и история
Кроме оголтелой русофобии, румынской власти нечего России предъявить по данному вопросу: польское небо их не касается, они даже не граничат с Польшей. Президент Румынии Никушор Дан призвал в эфире национального телеканала поддерживать украинскую власть и посоветовал всем гражданам задуматься, что Румыния может стать соседом Российской Федерации, если она падет.
Включил даже историка: «Я не думаю, что кто-то здравомыслящий и знающий хоть немного историю отношений между Румынией и Россией, хочет, чтобы это произошло». Очевидно, что на курсах Сороса не преподавали, что Румыния обрела свою независимость в конце XIX века в результате Русско-турецкой войны, до этого была Османская империя без румынских политиков, что несут теперь чушь.

Он призывает страну брать кредиты и вкладывать их в украинскую войну, все возражения парламентской оппозиции по этому поводу называя «чистым популизмом». Настоящий популизм — не признавать, что и без дополнительных военных расходов добились уже того, что Румыния остается самой бедной страной в ЕС. Когда Молдову примут, можно будет подать ей пальму первенства.
Что, как не примитивный популизм, его цитаты: «Зачем ставить громоотвод на дом? Чтобы ваш дом не сгорел! Зачем брать зонтик под дождь? Чтобы не намокнуть! Зачем давать деньги на армию? Чтобы отпугнуть того, кто хочет напасть на вас!»? Если еще больше разорять страну кредитами, на нее гарантированно никто не захочет напасть. Только защищать тогда в Румынии свои интересы будут уже не «партнеры», а кредиторы.
Внутриполитический кризис в Румынии
Румыния утратила суверенитет, добытый у османов русским оружием, теперь там даже выборы президента провела французская разведка. Но народ не оставил пока надежды его вернуть: рейтинг оппозиционного Альянса за объединение румын (AUR) уже превышает 40%. Прочим парламентским силам, в том числе из правящей коалиции, такой результат даже не снится.
Хотя в правящей коалиции тоже есть любопытные метаморфозы: пока национал-либералы тянут на себе весь негатив от сокращения социальных выплат, голосующие вместе с ними социал-демократы набирают рейтинги на критике этих законов. Но союзников Никушору, очевидно, трудно обвинять в дешевом популизме — обидятся и уйдут из коалиции. Досрочные парламентские выборы власти ещё надеются отложить до будущей весны, но коалиция трещит по швам.
Очередным яблоком раздора станет кресло мэра Бухареста: Никушор Дан освободил его, став президентом, а правящие партии теперь схлестнулись за столицу. Нет общей повестки у правящей коалиции и по молдавским парламентским выборам. Майя Санду предала на президентских выборах в Румынии премьера Йон-Марчела Чолаку, прокатив его кандидата, после этого он был вынужден уйти в отставку.

Теперь социал-демократы не против негласно подставить президентскую партию на выборах в Молдове. Открыто враждебно в Румынии к правящей в Молдове партии настроен и лидер оппозиционного Альянса за объединение румын и экс-кандидат в президенты Джордже Симион: он призвал всех румын наказать за вероломство на президентских выборах в Румынии молдавские власти голосованием за их альтернативу.
Молдавский вектор и стратегические просчеты внешней политики
Поражение молдавских союзников румынского президента поможет его партии с треском поиграть выборы в Румынии. Симион к ним уже готовится: он предложил создание парламентской следственной комиссии по изучению обстоятельств отмены выборов в 2024 году, на которых побеждал Кэлин Джорджеску. Большинство его не поддержало.
Президент Румынии сделал колоссальную ошибку, впрягаясь в заведомо проигрышные украинскую и молдавскую повестки. У него был шанс дистанцироваться от Украины, хотя бы до уровня вовлеченности президента Польши, и следовать в безопасном фарватере политики США, но он выбрал идиотизм ЕС.
Кароль Навроцкий, который вступил в должность намного позже, чем Никушор Дан, уже был принят в Белом доме, а румынский лидер все еще курсирует по маршруту Кишинев — Брюссель. Теперь поражение правящей в Молдове партии на парламентских выборах грозит поставить крест на его карьере.

В Румынии, как и в Молдове, президентская власть обладает ограниченными полномочиями без парламентского большинства. Президент Румынии самостоятельно не может даже инициировать отставку правительства. А перспективы честно победить в Молдове у кишиневских властей незначительные.
Предвыборная ситуация в Молдове
Даже частые визиты всех еврокомиссаров и постоянное пребывание там президента Румынии не помогли повысить рейтинги правящей партии. Накануне парламентских выборов в Молдове правящая партия «Действие и солидарность» (PAS) уже даже не лидирует в политических рейтингах, уступая в популярности Патриотическому избирательному блоку во главе с социалистом Игорем Додоном внутри Молдовы.
Опрос социологической компанией iData, опубликованный 8 сентября, за 20 дней до выборов, показывает, что если бы выборы состоялись в ближайшее воскресенье, Патриотический избирательный блок получил бы 25,2% голосов от общего количества респондентов, тогда как правящая PAS, связанная с президентом Майей Санду, — 24,3%. Если брать в расчет только тех, кто определился с выбором, то Патриотический блок поддерживают 36% избирателей, а PAS — 34,7%.
В парламент еще могут пойти две политсилы: «Наша партия» — 5,9% от общего количества участников опроса, и блок «Альтернатива» — 5,5%. Остальные не преодолевают избирательный порог, но порядка 30% не определилось еще с выбором. Но это явно не голоса правящей партии: они уже выжали все что могли. Майя Санду по-прежнему винит во всем Россию, заявляя, что Москва готовит беспрецедентное вмешательство с помощью подкупа избирателей, дезинформации, кибератак, устройства проплаченных протестов и тому подобное.
Ей сложно принять, что у избирателей есть повод выражать свое недовольство. Никакие репрессии против оппонентов или запреты СМИ и соцсетей не убедят никого в том, что за четыре года правящее большинство не утратило народное доверие. Люди устали от бесконечного популизма на фоне снижения уровня жизни. Обещание членства в ЕС — сомнительная цель даже для тех, кто уже давно батрачит в чужих странах с румынским паспортом.
Еще на референдуме почти год назад общество в стране сказало, что не особо им надо в этот ваш Евросоюз, если коммуналку оплатить нечем. Нужны были власти результаты — получилось натянуть лишь сомнительным голосованием диаспоры. Но даже если снова удастся сфабриковать голосование, однопартийного парламентского большинства уже не будет.
Вмешательство в Молдову и в чем интересы Запада
Еще в мае, когда решался вопрос о дате выборов, правящая партия PAS сохраняла лидерство. Это ж надо было так разочаровать избирателей в ходе избирательной кампании? Избиратели не глупые и видели, как в Кишинев зачастили озабоченные западные политики: канцлер Фридрих Мерц, президент Франции Эммануэль Макрон, премьер-министр Польши Дональд Туск, а президент Румынии Никушор Дан стал главным украшением любых банкетов.
А с телевизоров раскалывали всем про якобы российское вмешательство и придумали «электоральную коррупцию». Да на фоне того, как активно на глазах у всех власть продавала страну, продать свой голос — не такое уж зазорное преступление. Такое пристальное внимание к самой бедной стране в Европе политиков из стран ЕС и НАТО явная попытка повлиять на исход предстоящего голосования; такое наглое вмешательство уже давно для них стало системой.
Но смогут ли теперь дожать нужный результат европейские партнеры, как в Румынии, когда та же Франция, чья роль была ведущей, окунулась в свои проблемы? Последняя неделя дала старт мощному политическому кризису во Франции. Последовавший за экономическим политический кризис снес правительство. Новый премьер Себастьян Лекорню начинает свою работу на посту главы правительства с крайне низким показателем общественной поддержки.

Его назначили только за личную преданность Макрону, но даже в пропрезидентском блоке недовольны назначением, в котором главным критерием является личная лояльность и «удобство» для президента. Французы недовольны именно политикой Макрона, которую поддерживает лишь 15%. 104 депутата левой оппозиции подписали предложение об отстранении президента Франции Эммануэля Макрона; в этом их могут поддержать и правые политики.
Будущее Румынии после смены европейских приоритетов.
В такой ситуации для французской разведки, и не только для нее, приоритетом будет удержать Париж, а не организация выборов на дальних рубежах империи. К тому же после пролета непонятных дронов над Польшей приоритеты не меняют только такие страны, как Румыния. Даже Германия с фанатичным русофобом Мерцем не вызывала в МИД российского посла, а лишь делает выводы из случившегося.
Выводы не придают оптимизма. Из вроде бы 19 заявленных польским премьером блуждающих БПЛА сбили только четыре, остальные сами падали, когда расходовали топливо. Безрассудно снабжая арсеналом Украину, страны НАТО сами оказались беззащитными от потенциальных угроз — это вынудит их теперь пересмотреть приоритеты своей внешней политики.
Румыния вместе с Молдовой может остаться далеко в стороне от европейской политики, так как ни для кого она не представляет больше стратегического интереса. С сокращением интереса Европы к войне в Украине необходимость в Румынии как в логистическом хабе войны отпадет. А других интересов к самой бедной стране в ЕС, судя по тому, что страну никто не развивал с января 2007 года, когда Румыния туда вступила, ни у кого нет.
Пора выбрасывать все методики Сороса и делать что-то для своей страны, а не лаять в страну России беспокоя без повода посла.
Рекомендуем


