Наше оружие — масло, сыр, калий. Как Беларусь стала мировой аграрной державой, кормящей полмира
Тридцать лет назад казалось фантастикой, что наше мороженое будет продаваться в Дубае. Или наши тракторы — собираться в Африке. Но в 1996-м состоялось первое Всебелорусское народное собрание, которое дало импульс развитию страны вовне.
Не вдаваясь в макроэкономические тонкости и говоря по-житейски, экспорт — это зарплата каждого белоруса. В том числе бюджетника. И вся социальная сфера в целом. Потому что растущие доходы в госбюджете гарантируют нам и участкового врача, и достаточное количество учителей. Да что там говорить, даже проезд в общественном транспорте мы оплачиваем далеко не полностью. Именно так выглядит социально ориентированная, но при этом рыночная экономика. И в Беларуси это не парадокс.
Буквально в сентябре Александр Лукашенко, принимая с докладом премьер-министра Александра Турчина, вновь потребовал не упускать из вида экспорт товаров: «Товары — это люди. Это трудовые коллективы, заработная плата».
Со времени первого ВНС прошло почти три десятка лет, но обозначенные тогда главные направления развития остаются актуальными до сих пор и лишь подтверждают собственную важность. Среди приоритетов нашей экономики на следующий год — инвестиции, экспорт и поиск новых рынков. Все то, от чего зависит благосостояние населения страны.
Как сыр в масле
Сегодня больше четверти общего объема экспорта отечественной продукции — продукты питания. Мы кормим 113 стран. В этом году впервые товары «зроблена ў Беларусi» появились на рынках КНДР, Гвинеи, Камбоджи, Эквадора. Не в ущерб, разумеется! Самообеспечение белорусской продукцией — 292%. Хватит, как говорится, и себе, и людям.

Больше половины экспорта сельхозпродукции в 2024 году пришлось на сливочное масло. Кстати, по оценкам Россельхознадзора, за прошлый год Беларусь продала в Россию 106,4 тысячи тонн сливочного масла — 79% всего импортного масла на российском рынке. Еще белорусское сливочное масло в 2024-м впервые продали в Китай через биржу. А Китай — это новые направления для экспансии.
На фоне общемирового замедления поставок сливочного масла перспективы для Беларуси выглядят очень многообещающими. По прогнозу ООН, по итогам года по сливочному маслу рост мировых поставок ожидается на уровне всего 0,4%. Прогноз для Беларуси +1,5%. Аналитики ООН оценивают, что наша страна в текущем году экспортирует сто тысяч тонн этого продукта.
Еще аппетитнее ситуация с сыром. На мировом рынке в текущем году ожидают падения поставок на 0,2%. А белорусский экспорт должен прибавить 5% — до 324 тысяч тонн!

Экспорт сливочного масла (Минская область), т
- 2000 г. — 2217
- 2005 г. — 13 319
- 2010 г. — 13 058
- 2015 г. — 20 308
- 2020 г. — 24 744
Без налогов, но с преференциями
Президент, конечно, спрашивает жестко. Но и условия для выполнения задачи создает — работай, не хочу. Государственная поддержка и стимулирование экспорта за эти годы сложились в целую систему, которая, впрочем, постоянно доводится до идеала.
Только свободных экономических зон в Беларуси функционирует шесть: в каждом областном центре и Минске. Свободные экономические зоны и открывались, в том числе, для наращивания экспорта. Резиденты СЭЗ освобождается от налога на прибыль, полученную от реализации товаров (работ и услуг) собственного производства, в большинстве случаев не платят налог на недвижимость и арендную плату за земельные участки в границах СЭЗ.

В Минской области на конец прошлого года было более двух тысяч экспортеров. Их число постоянно растет, как и объемы зарубежных поставок Минщины. За восемь месяцев центральный регион продал за пределы страны товаров на $6621,4 млн (103,9 % к уровню прошлого года), а услуг — на $1761,7 млн (147,4% к уровню прошлого года).
Калий как оружие
Минская область продает практически все: от свечей до грузоподъемной техники, от бань до конструкций из железобетона, от краски до мебели. Но важнейшей статьей экспорта остаются, конечно, калийные удобрения. И не столько из-за выгоды, сколько из-за общечеловеческих ценностей. Беларусь предпочитает не монополию, а сотрудничество: мы могли бы постоянно кормить нуждающихся готовыми продуктами, но все равно содействуем в получении их собственных урожаев.

Так вот, о калийных удобрениях. В 2010 году наша страна экспортировала 4180,6 тысячи т оксида калия (на $2225,3 млн). В 2015 — 5553 тысяч т ($2674,3 млн). В 2024 г. объем белорусского экспорта хлористого калия составил столько же, сколько в 2021 г. — 10,2 млн тонн.
По данным канадской Ассоциации производителей удобрений, на июль 2025 года Беларусь производила и продавала 15% всего мирового калия. Так что и под санкциями удается дышать более-менее свободно. Ненамного больше производила Россия, намного больше — только Канада. А между Канадой и США искрит.
Раньше Штаты покупали на севере около 86% всего калия, но Трамп продолжает закручивать пошлинные гайки на импорт из Канады. Так что выбор у Белого дома остается небольшой: или голод, или закупки у Беларуси.

Более того, мистер президент вполне может и ЕС убедить облегчить санкции против белорусских удобрений. Для европейского сельского хозяйства проще, дешевле — и логичнее! — завозить хлористый калий из Беларуси, чем из Израиля или Иордании. Что там намекал Александр Лукашенко про готовность к «большой сделке»?
В топе экспорта услуг Минской области — ИТ-сектор, медицина и туризм (в тысячах долларов США)
- 2020 г. — 940 553,1
- 2024 г. — 1 895 658,9
- 2025 г. (январь — июнь) — 1 257 452,7
Экспорт товаров Минской области, млн долларов США
- 2000 г. — 1076,8
- 2005 г. — 2928,5
- 2010 г. — 4578,3
- 2015 г. — 6059,4
- 2020 г. — 7143,3
- 2024 г. — 9664,8
Девять месяцев 2025 г. — 7878,6
Падение в пропасть
По последним данным статистики, в Европе в этом году общий объем экспорта снизился на 4,7%. Вообще промышленное производство в ЕС падает уже третий год подряд. Экспорт, соответственно, тоже.
В Международном валютном фонде отметили, что западные страны начинают ощущать последствия затяжного ущерба: «Импульс роста замедляется, среднесрочные перспективы выглядят посредственными». С начала года экономический рост, основанный на увеличении экспорта, постепенно сходит на нет, что связано с введением новых пошлин.
Экспорт товаров из Евросоюза в США в августе упал до минимума с 2021 года. В общем, Европа окончательно теряет конкурентоспособность.
«Экспортный сектор обеспечивает экономику валютой. Благополучие подавляющего большинства европейских стран держится на экспорте… В этих условиях мы должны придавать особое значение повышению конкурентоспособности продукции. Для этого предусматриваются государственная поддержка науки, переход к ресурсосберегающим технологиям и развитие наукоемких производств, повышение качества и снижение себестоимости продукции.
Нам надо не только сохранить традиционные рынки сбыта в России и других странах СНГ, но и побороться за новые. На это должны работать все: и наука, и производство, и МИД, и МВЭС».
из доклада Александра Лукашенко на первом ВНС
Рекомендуем