Последний «квадрат» Максима. Что сотрудник «МП» увидел в эпицентре поисков погибшего мальчика
В поисках 14-летнего Максима Зеньковича, который 8 ноября пропал в Березинском районе, поставлена точка – подросток найден погибшим. Масштабная операция длилась шесть дней, к ней подключились не только спасатели, милиция, но и волонтеры, добровольцы со всей Беларуси. Сотрудник «МП» Дмитрий Синявский также принимал участие в поисках – он рассказал, что было самым сложным в работе и чему его научил этот опыт.
Зачем это было надо?
Когда увидел, что такая беда случилась – надеялся, что мальчишку найдут в первый день или два. Но ведь на Березинщине огромные леса, площади: нужны были люди. Поэтому рано утром сел в машину и поехал в деревню Карбовское. Там уже работал штаб, точка сбора. А рядом – пункт регистрации поискового отряда «Ангел»: они координировали волонтеров. Хотя не только волонтеры приезжали – но и те, кто давно состоит в отряде.
Важно было получить задание из штаба. Карта поисков каждый день обновлялась: отмечались «закрытые» квадраты, которые уже обследовали – и те, которые еще предстояло обследовать.
Кто участвовал в поисках?


В нашей группе из 20 человек были лесники Червенского района, волонтеры. Старшим был координатор ПСО «Пульс» Дмитрий. Он приехал из Речицы, с первых дней принимал участие в поисках Максима Зеньковича, водил группы. Потом вернулся к себе домой: там нашел ребят, которые были готовы привезти в Березинский район свои эндуро-мотоциклы, квадроциклы, чтобы помочь искать подростка. Вместе с Дмитрием они и приехали в Карбовское.
С чего начинались поиски?

Нам была поставлена задача – обследовать два «квадрата» 500 на 500 м лесного массива, которые находились на расстоянии 4-5 км от места расположения штаба. Туда мы доехали на машинах, потом еще метров 500 прошли пешком – и приступили к поискам. Для этого надо было выстроиться в цепочку и двигаться «шаг в шаг»: это оказалось проблематичным. Все из-за буреломов, топких, болотистых мест. Их нужно было пройти ровно: вдруг там что-то или кто-то есть? Поэтому обходили буреломы, потом оборачивались, чтобы ничего не пропустить.
По-настоящему опасных, топких мест было много?
Это в фильмах показывают, как люди ступают в болото и моментально тонут. На самом деле земля постепенно становится мягче – это нельзя не почувствовать.
Основная сложность во время поисковых работы?
Вынуждены были сбавлять темп из-за буреломов: как результат, сбивалась вся цепочка. Многие не выдерживали темп, кто-то, наоборот – торопился, бежал впереди. Одному человеку стало плохо, подскочило давление: вся цепочка остановилась, человека повели к транспорту и отправили в штаб. Это не менее важно – чтобы вся группа, которая вышла на поиски, в таком же составе вернулась назад.
Сколько успели пройти?


Первый квадрат 500 на 500 метров прошли за 2,5 часа. Второй немного не успели обследовать, так как начинало темнеть. За этим квадратом уже начинались торфоразработки.
Кто искал мальчика?
В поисках участвовали жители из всех регионов Беларуси. Возраст – ребята 30-40 лет, мужчины и женщины предпенсионного возраста. Была среди добровольцев одна интересная женщина: приехала накрашенная, вся в золоте, светлой одежде. Мы думали, что она пройдет максимум 100 метров, и на этом все. А она – по пояс в грязи, преодолела всю дистанцию, не жаловалась на усталость.


В целом было интересно наблюдать, как выход из зоны комфорта, экстремальные ситуации раскрывают многих людей с другой стороны. На одного смотришь и думаешь – «С ним бы я в разведку не пошел», а на другого вполне мог бы положиться. Кто-то суетился, другие раздражались, начинали «выступать». Но и ведь ситуация была не стандартная: надо было воодушевить людей, подбодрить, организовать. А так как я журналист, человек общительный – где-то взял на себя эту роль «на полутонах».
Участники поисков обсуждали между собой версии исчезновения ребенка?
Люди много, чего говорили: потерялся, уехал, прячется – но это были мысли вслух. Все надеялись, что Максима найдут живым и невредимым.
Узнать, что мальчишка погиб, было очень больно. Даже физическая нагрузка, которую испытывали во время поисков, оказалась не так была тяжела, как эта новость. Словно земля ушла из-под ног.
Рекомендуем