«Стеклянный контроль» удивил. Проверили с ГАИ, кто ездит с тонировкой по новым правилам в Борисове
Тот самый ажиотаж, когда в мастерских выстраивались очереди из желающих «затемнить» свое авто, поутих только сейчас. Напомним, что с 1 сентября в Беларуси можно тонировать задние стекла автомобиля как угодно — хоть черной пленкой, хоть шторками. Я и сама была частью этого бума: ждала своей очереди больше месяца, чтобы у проверенного мастера заплатить 200 рублей и, наконец, затонировать задние стекла своего автомобиля. И теперь, когда страсти поутихли, решили узнать: как новые правила работают на практике, не нарушают ли их автолюбители и что они думают об этом нововведении? Для этого мы отправились в рейд с сотрудниками МО ГАИ Борисовского РУВД.

За окном — классическая белорусская осень. Ветер срывает с деревьев липкие листья, а по стеклам патрульной машины ГАИ ползут мутные потоки дождя. В такую погоду кажется, что о тонировке можно забыть до следующего лета. Но это не так. После того как в правилах дорожного движения произошло долгожданное для многих изменение, большинство автолюбителей отправились за тонировкой.

— Теперь можно тонировать задние боковые и заднее стекла. Передние — по-прежнему под строгим запретом, — напоминает старший инспектор ДПС межрайонного отдела ГАИ Борисовского РУВД Евгений Хадасевич, внимательно всматриваясь в поток машин через мокрое лобовое стекло.
— Первый всплеск, конечно, был, но сейчас всё стало спокойнее. Если видим автомобиль с тонировкой спереди — остановим однозначно. Водитель будет привлечен, а если он еще и собственник, то получит предписание на устранение.
Патруль неспешно объезжает городские улицы, дворы и основные магистрали. Внимание инспектора, как рентген, просвечивает каждую встречную машину. И что удивительно: за несколько часов рейда мы не выявили ни одного нарушения. Водители Борисова, судя по всему, действительно приняли новые правила игры. Все затемненные стекла строго на своих местах — в задней полусфере автомобиля.
— Водители наши стали сознательнее, — соглашается Евгений. — Видят, что закон пошел навстречу, разрешил то, что действительно нужно для комфорта, и перестали хитрить с передними стеклами. Это радует.
Чтобы понять мотивацию автолюбителей, мы делаем несколько «учебных» остановок. На улице Брилевской знакомимся с Анной. Задние стекла ее машины имеют заметный затемняющий оттенок.

— Давно ли сделали тонировку? — интересуемся у многодетной мамы.
— Такая уже была, заводская, — отвечает Анна.
— Удобно?
— Очень удобно. Особенно в солнечную погоду. Детям сзади сидеть комфортнее, не так жарко.
Женщина оказывается многодетной мамой, и в салоне — и люлька, и автокресло.
— Обязательно! Безопасность детей превыше всего, — уверенно говорит она.
Не хочу ездить в темноте
Недалеко знакомимся с Геннадием Ивановичем. Его машина тоже с заводской тонировкой.

— Не было мысли сделать стекла темнее? — спрашиваем водителя.
— В принципе, я не фанат этого всего, мне хватает. Если сделать темнее, будет некомфортно. С заводской тонировкой приятнее. Считаю, правильное нововведение. Разрешили то, что нужно.
— Вы уже и шины поменяли на зимние?
— Да, собираюсь на лечение и решил заранее позаботиться об этом вопросе. Так мне будет спокойнее.
На улице Трусова инспектор беседует с многодетным отцом Андреем. Он также уверяет, что тонировка на его авто — родная, от производителя.
— Вы же знаете, что с первого сентября можно тонировать задние стекла? Как считаете, правильное нововведение?
— Ну, конечно, — улыбается мужчина. — Очень правильное. Важно, что к водителям прислушиваются.
— А для чего вам тонировка?
— Очень хорошо летом, когда солнышко — тогда дети довольны. Не печет. Мы-то спереди, а они сзади.

Как водитель стекла красил краской или народный креатив
Евгений Хадасевич вспоминает и курьезные случаи, которые словно сошли со страниц анекдота.
— В Борисове есть креативный водитель. Остановили мы его еще до первого сентября. Смотрим — задние стекла абсолютно непрозрачные. Объясняем: «У вас посторонние предметы, это запрещено». А он в ответ: «Так это же не пленка!» Мы не понимаем, а он нам гордо: «Я же краской закрасил! А значит, не нарушил!»
Инспекторы терпеливо разъяснили, что правило касается любых материалов, изменяющих прозрачность стекла, а не только пленки. Но мужчина был непреклонен.
— Человек был не согласен, считал, что он нашел лазейку в правилах. Но через три дня, когда мы его вызвали по повестке, он приехал, мы ему все еще раз объяснили. Возможно, в первый раз он нас просто не понял, читал правила, что называется, через строчку. Но когда разобрался — согласился: «Да, я не прав, буду устранять».
Этот случай наглядно показывает: правила едины для всех, и «народный креатив» в виде краски, штор или наклеек не отменяет требований к безопасности и прозрачности стекол.
Чем грозит неправильная тонировка?
Даже после послаблений правила остаются строгими к передним стеклам. За тонировку лобового и передних боковых стекол водителей ждет нешуточная ответственность по принципу «три шага к прозрачности»:
Первый заезд: инспектор ограничится официальным предупреждением и разъяснением. Это своего рода «испытательный срок».
Вторая встреча: штраф вырастает до одной базовой величины. Сумма уже ощутима, и инспектор выписывает постановление, которое нужно оплатить в течение месяца.
Третий и последующие разы: нарушение переходит в разряд повторных, а штраф увеличивается до 2–5 базовых величин. Но это еще не всё. Если водитель является собственником автомобиля, к штрафу добавляется предписание об устранении. Это значит, что после оплаты штрафа нужно ехать в ГАИ и показывать начальнику отдела, что тонировка снята.
— Если человек не понимает с первого раза, ему будут выписывать предписания постоянно, — поясняет Евгений Хадасевич. — А за невыполнение предписания предусмотрен отдельный, очень серьезный штраф — до 20 базовых величин. Но, честно говоря, обычно до этого не доходит. Большинство водителей начинают понимать уже после второго-третьего раза.
Так что проще один раз снять пленку, чем постоянно платить штрафы и тратить время на визиты в ГАИ.
Проезжая по мокрым осенним улицам, Евгений Хадасевич резюмирует: машин с тонировкой не стало больше — они как были, так и остались. Но фокус внимания инспекторов сместился.
— Сейчас особое внимание именно на передние стекла. Назад уже никто не смотрит. Сегодня, как видите, нарушителей нет. Люди соблюдают правила, — подчеркивает Евгений.
Рейд подходит к концу. Сумерки сгущаются быстрее из-за дождя. А правила, как и инспекторы ДПС, продолжают неуклонно следить за порядком на дорогах. Теперь — с поправкой на свободу для задних стекол.