Президенты меняются, но проблемы усугубляются. Молдова подошла к краю пропасти
Официальные лица в Молдове считают, что их страна — вторая из списка пострадавших в Европе от российской спецоперации, потому что как никогда обострилась энергетическая проблема, инфляция подскочила за 30%, происходит наплыв украинских беженцев, а также на ее территорию, по заявлению представителей молдавского МИД, упали две российские ракеты, выпущенные по Украине.
На таком неблагоприятном фоне Молдова с приходом к власти Майи Санду еще больше активизировала сотрудничество с НАТО, значительно увеличив военные расходы, несмотря на то, что в бюджете сплошные дыры. Получив статус кандидата в ЕС, власти надеются на помощь со стороны Брюсселя, но пока тщетно.
Жителям Молдовы старшего и среднего поколения все это не совсем интересно: люди не уверены, что отход властей от России — правильное решение, поэтому регулярно выходят на митинги с требованиями восстановить былые отношения с Москвой, чтобы в страну вернулась электроэнергия и дешевый российский газ. Молодое поколение склонно поддерживать Украину и евроинтеграцию.
Такую поляризацию мнений можно объяснить историческим прошлым молдавского народа. До образования Молдавской ССР в августе 1940 года молдаване фактически не имели собственной государственности — они считались вассалами более сильных соседних государств средневековья и начала нового времени. После распада Советского Союза Молдова стала ареной геополитических интриг. Жители Молдовы, в отличие, например, от жителей государств Балтии, не создали в новейшей истории собственной государственности, поэтому молдавские левые ностальгируют по СССР и считают, что Молдова исторически должна входить в геополитическую орбиту России, правые и центристы — неровно дышат в сторону того исторического периода, когда Бессарабия входила в состав Румынии.
Пользуясь тем, что молдавское общество разобщено, государства Запада продолжает формировать в информационном пространстве страны антироссийские настроения, используя целый арсенал различного рода нечистых на руку интернет-ресурсов. Против молдавских граждан уже давно ведется информационная война. С марта 2022 года в Молдове запретили вещание российских телеканалов, объясняя это борьбой с дезинформацией в целях информационной безопасности государства. Зато по советам Запада как грибы после дождя растут так называемые независимые СМИ. Нетрудно догадаться, какой нарратив они распространяют.
Проводя свою избирательную кампанию, Санду обещала консолидировать молдавское общество, часто выступая на предвыборных мероприятиях на русском и румынском языках. После того, как Молдова получила статус кандидата в ЕС, стремясь упрочить свои позиции и опасаясь массовых протестов, президент страны через спикера парламента и главу своей партии «Действие и солидарность» Игоря Гросу инициировала запрет оппозиционной партии «Шор» политэмигранта Илана Шора.
А в это время опросы показывают, что 60% молдавских граждан считают, что правительство страны не сможет продержаться до следующих парламентских выборов, которые должны состояться в 2025 году, а 65% поддерживают идею смены правительства.
Вместо реальных шагов по сплочению общества и улучшению экономического положения президент Майя Санду и ее партия «Действие и солидарность» продолжают раскалывать общество, которое уже разочаровалась в социалистах, правых и центристах. Но больше никакой более-менее значимой политической силы, способной вывести страну из состояния «второй пострадавшей», на политическом горизонте не видно.
Это означает, что борьба за власть будет нарастать, но пользы от этого молдавское государство и общество иметь не будут, потому что продолжится шарахание с востока на запад в зависимости от складывающейся политической конъюнктуры. Нестабильная Молдова нужна Западу, самой же Молдове нужна Россия, способная решить ее энергетические проблемы и урегулировать ситуацию вокруг Приднестровья.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал Минская правда|MLYN.by, чтобы не пропустить самые актуальные новости!