Как Джастин Трюдо попал в эпицентр скандала и испортил себе репутацию
Джастин Трюдо пошел по стопам отца Пьера Трюдо, возглавлявшего правительство Канады с перерывами на протяжении 15 лет.
Трюдо-младший поначалу не собирался становиться политиком, получив образование в Макгиллском университете в Монреале на факультете искусств, специализировавшись по литературе, и на педагогическом факультете университета Британской Колумбии в Ванкувере. После окончания последнего Джастин целенаправленно пошел работать учителем, стремясь «изменить мир к лучшему». В 1999 —2001 годах он преподавал математику, гуманитарные науки, актерское мастерство и французский язык в частной школе в Ванкувере, а затем вернулся в Монреаль.
Все изменила смерть отца, ушедшего в 2000 году в возрасте 80 лет от онкологического заболевания. После похорон Джастин Трюдо начал регулярно посещать различные мероприятия Либеральной партии, лидером которой на протяжении многих лет был его отец. В 2006 году Трюдо-младшему предложили возглавить внутрипартийную комиссию по молодежным делам и обновлению партии, а два года спустя он стал депутатом палаты общин от своей партии, находившейся до 2015 года в оппозиции.
В нижней палате канадского парламента Джастин Трюдо активно выступал в поддержку мультикультурализма, поощряя достаточно либеральную политику в отношении мигрантов, включая введение упрощенной процедуры получения ими гражданства, что когда-то пропагандировал его отец.
Джастин Трюдо начал набирать популярность в своей партии и стране после благотворительного боксерского поединка с сенатором от Консервативной партии Патриком Бразо. Бой приковал к экранам телевизоров всю Канаду, победил в нем Трюдо, а собранные 230 тысяч канадских долларов ушли на исследования, направленные на лечение онкологических заболеваний. В следующем, 2003 году, Трюдо избрали лидером Либеральной партии, рейтинг которой начал стремительно расти.
На парламентских выборах 2015 года либералы получили 39% голосов избирателей, а их оппоненты-консерваторы — 32, что позволило Джастину Трюдо сформировать правительство. Канадская пресса восторженно писала, что именно молодой лидер либералов стал основным фактором их победы на выборах.
Новый премьер-министр заявил, что будет добиваться, чтобы половину министров его правительства составляли женщины, а в Канаде не останется никакого национализма, поскольку здесь «нет единой преобладающей идентичности». Всего это значит, по мнению Трюдо, что государство должно стать «постнациональным», стремящимся к равенству и справедливости.
Среди практических дел правительства Трюдо были легализация марихуаны и ассистированного суицида для больных с неизлечимыми заболеваниями, а также введение налога на выбросы углекислого газа, снижение подоходного у людей со средним достатком и увеличение его для богатых. Были также введены субсидии на детей для семей со средним и низким достатком.
В области национальной политики меры поддержки направили в сторону коренных народов Канады, был признан их «культурный геноцид», а два года назад правительство начало выплачивать компенсации коренным канадцам за «вред, причиненный государством в прошлом». Но многие представители коренных народов считали, «что Трюдо говорил правильные вещи о примирении», но они сами так и не почувствовали, что их жизнь «хоть как-то изменилась к лучшему».
Также неоднозначную реакцию канадского общества вызвали другие реформы, инициированные Джастином Трюдо, результаты которых во многом отличались от риторики премьера. Помимо этого, серьезным ударом по репутации премьер-министра стали скандалы, получившие огласку благодаря расследованиям офиса государственного комиссара Канады по этике. Скандалы были самые разные: от конфликта интересов до попытки со стороны Трюдо оказать давление на министра юстиции и генерального прокурора, которая расследовала дело о даче взяток строительной компанией властям Ливии в 2001 — 2011 годах, чтобы заполучить контракты на различные объекты.
В 2019 году премьер перевел бывшую министром юстиции и генеральным прокурором Уилсон-Рейболд, расследующую дело о взятках, на второстепенную должность министра по делам ветеранов, а затем исключил ее из партийной фракции в нижней палате парламента.
Итогом всех этих скандалов стало то, что либералы смогли победить на парламентских выборах 2019 года, но потеряли 20 депутатских мест в палате общин.
В апреле 2020 года Канадская пограничная служба запустила дорогостоящее приложение, в которое лица, въезжающие в страну, были обязаны загружать свои медицинские данные, включая сведения о вакцинации и перемещениях. Двумя годами позже подобные приложения в течение короткого времени создали несколько IT-компаний за намного меньшие деньги. За растрату госсредств оппозиция потребовала провести расследование, а госкомиссия пришла к выводу, что при разработке приложения имела место коррупционная составляющая. Хоть сам Трюдо к этому отношения не имел, этот скандал подтвердил, что его правительство не борется с коррупцией.
Новый скандал был связан с введенным кабинетом Трюдо правилом, в соответствии с которым при пересечении границы США и Канады водители большегрузов были обязаны предъявить паспорта вакцинации от ковида. В ответ на это в стране начались протесты, а премьер-министр ввел в Канаде чрезвычайное положение, расширившее его полномочия. Вскоре власти приграничных с США провинций отменили паспорта вакцинации. Именно это обстоятельство прекратило протесты, а не деятельность правительства, премьеру которого был нанесен очередной репутационный ущерб.
Но больше всего недовольство либералами у власти было вызвано их неспособностью остановить рост инфляции и сбалансировать бюджет в связи с увеличившимися расходами на социальные нужды. Канадцы также выразили недовольство притоком в страну мигрантов и иностранных студентов, что привело к резкому росту цен на жилье.
Надеясь сохранить благосклонность канадцев, Трюдо в октябре прошлого года объявил, что количество выданных мигрантам видов на жительство будет сокращаться.
Только это было запоздалым и неэффективным решением. В декабре прошлого года, после отставки вице-премьера и министра финансов Кристии Фриланд, стало ясно, что премьер потерял поддержку среди однопартийцев, а Джастин Трюдо понял, что лучше ему уйти в отставку, оставив после себя противоречивое наследие, состоящее из невыполненных обещаний.