Меню

В Верховном суде продолжается допрос свидетелей по делу карателя Катрюка

Фото: автора
Видео: автора

В суд для допроса 14 февраля вызван свидетель Сергей Иванович Лис (вырос в деревне Козыри), чей дед, уроженец деревни Козыри Логойского района, был расстрелян полицаями-бандеровцы. Он озвучил те ужасы, о которых ему рассказали родные и близкие.

Отец свидетеля в военные годы был ребенком. Будучи 13-летним мальчиком, он запомнил, что его отца, работающего на лесоповале вместе с другими жителями деревни расстреляли во время карательной операции.

Погибли и другие родственники.

Уточним, что задержание лесорубов и их расстрел происходило под руководством Владимира Катрюка, также известного как палач Хатыни.

— После того как расстреляли (работавших на лесоповале — Прим. автора), приехали местные, забрали (погибших — Прим. автора) и похоронили. После этого (каратели. — Прим. автора), говорят, пошли на Хатынь, — пояснил в зале суда Сергей Лис.

Вскоре после похорон деда немцы загрузили жителей деревни, в том числе 13-летнего отца вместе с сестрой-двойняшкой, и отправили в Германию. Старшая сестра отца Сергея Лиса в то время была в Витебске, поэтому ее это не коснулось.

— Как-то я купил отцу курицу-гриль, и он когда увидел ее, то заплакал. Потому что вспомнил, как однажды Германии какая-то немка подкармливала его, еще мальчика, и принесла ему курицу в фольге, — сообщил свидетель.

Про Хатынь Сергей Лис знает со слов Каминской, жены выжившего в той трагедии Каминского.

— Мне было 9 лет, я ее хорошо помню, — отметил свидетель. — Женщина приходила в гости. По ее словам, из горевшего сарая спаслись несколько человек.

Николай Семенчук знает о той трагедии со слов своего дяди Андрея Семенчука и пожилых жителей деревни, где он жил (деревня Осовы Докшицкого района Витебской области). Дедушка свидетеля имел кузницу, к нему приводили лошадей перековать.

В тот злосчастный день, в мае 1943-го, когда немцы пришли в деревню, они погнали жителей в сарай, часть людей расстреляли, остальная была сожжена. В огне погиб и дед Николая Семенчука.

— Отец не любил рассказывать об этом ничего, — вспоминает свидетель. — Упор делался на то, что это были нерегулярные войска. Это были украинцы и литовцы, но не немцы.

В огне погиб и дед и бабушка Николая Семенчука, первая жена отца и родственники по материнской линии, в том числе дети.

По словам Николая Семенчука, каратели сожгли все ветхие дома в деревне, а крепкие строения оставили, видимо, готовили себе базу.

В суде в качестве свидетеля также выступил племянник Николая Семенчука.

— Мой дед был партизаном. В деревню Осовы (в те годы еще Бегомльского района — Прим. автора) вошел карательный отряд и они сожгли первую семью деда Ивана Поликарповича. Это мне известно со слов отца Анатолия Геннадьевича Семенчука и дяди Николая Ивановича Семенчука.

Подписывайтесь на Минскую правду в Telegram
Только самое актуальное, важное и интересное!
Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59