Венок на счастье: народные традиции от Раисы Вальковой из Любанского района
Белорусы бережно относятся к традициям предков. Некоторые из обычаев постепенно сходят на нет, другие же живут с нами на протяжении многих лет. Одним из самых увлекательных и колоритных можно назвать свадебный ритуал.
Особый смысл во все времена придавали главному атрибуту невесты — венку. Технология его изготовления бережно передавалась из поколения в поколение, ведь от того, каким будет венок, зависело счастье невесты.
Народный мастер Беларуси Раиса Валькова восстанавливает свадебные венки разных лет по фотографиям. Работая художественным руководителем Кузьмичского сельского Дома культуры, проводит экспедиции по стране, во время которых в разговоре с местными жителями узнает свадебные традиции и обычаи, технологии изготовления главного украшения невесты.
«Хочется, чтобы их история передавалась в поколения»
Всего в коллекции женщины 50 венков, и каждый из них имеет свою уникальность. Самый дорогой тот, в котором была на свадьбе ее мама.
— Именно с него все и началось. Когда я была маленькой, мама все время его прятала, а мне было интересно. В 8-м классе взяла его втихаря. Было интересно, из чего он состоит, поэтому разобрала, а потом собрала. Понравилось. Со временем начала делать аналогичные сама. Мотив всему простой: хочется, чтобы их история передавалась в поколения. Мы же не вечные, а молодые должны знать, что такие украшения были, — сообщила Раиса Валькова.
Согласно библейским сказкам, венок зародился именно в церкви, когда двое молодых влюбленных, родители которых были против их общения, сбежали из родительского дома, чтобы обвенчаться втайне. Когда пришли в церковь, у девушки не было платка, поэтому батюшка отломил веточку цветущего лимона и положил ей на голову.
При создании свадебных венков мастер использует бумагу, проволоку, крахмал, парафин и воск. Для фаты в основном марлю.
— Если есть заготовленные цветы, венок можно сделать за час. В основном же уходит гораздо больше времени. Не всегда получается с первого раза. Бывает, что приходится переделывать.
Мастерица создает венки для конкурсов и выставок. Делает также на заказ. Обладатели старобелорусского свадебного атрибута живут даже в Америке.
Внимание к деталям
— В каждом из регионов Беларуси венки были разные. Большую роль оказывало и то, в какой семье выросла девушка. Например, если она была сиротой, в венке присутствовали исключительно белые цветочки и зелень. А у девушек, имевших хотя бы одного из родителей, в середину белых цветов добавляли желтые лепестки. У невест, выросших в полной семье венки обычно были яркими, разноцветными. Родившиеся у богатых родителей и вовсе могли добавлять в свадебный венок бусины, — поделилась особенностями создания свадебного атрибута Раиса Валькова.
Некоторые молодожены отдавали предпочтение покупным венкам. Вот только стоил он баснословных денег. Для сравнения: если живого поросенка можно было купить за 5 рублей, то венок стоил 25 рублей. Поэтому потратить такую сумму на свадебное украшение решался не каждый.
— Свадебный венок являлся символом целомудрия девушки, знаком, что она готова стать замужней женщиной. Нецеломудренные девушки не имели права его надевать. Традиционный свадебный венок делали из живых цветов, но чаще из искусственных, потому что боялись, что если цветы завянут, погибнет и любовь между молодыми. Также отдавали предпочтение длинной фате. Считалось, что она сделает семейную жизнь счастливой, — рассказала народный мастер.
После свадьбы — в иконы
Плетение свадебного венка было таинством, которое проходило в доме невесты накануне свадьбы, такой обряд назывался «абведама». Венок делали подружки невесты, а также мама-крестная или любая другая замужняя женщина, которая прежде не разводилась и имела благополучную семью.
По окончании торжества венок снимался и служил в качестве оберега семьи. Свекровь разбирала его, после чего украшала используемыми лентами и цветами иконы. Считалось, что в этом случае в доме всегда будет благополучие и в него никогда не попадет молния. Когда начинал болеть ребенок, икону клали ему в люльку.