Меню

Журналист из Сенегала о неоколониальной Европе: «Наше несчастье делает их счастливыми!»

журналист из Сенегала
Фото: предоставлены героем публикации

Журналист Мамэ Бирамэ Вайти родился в 1980 году в Сенегале. Получил блестящее образование на родине — закончил факультет литературы и гуманитарных наук Университета Шейха Диопа в Дакаре, и факультет журналистики и коммуникаций сенегальского Высшего института предпринимательства и менеджмента. Мамэ — известная личность в Сенегале и лидер общественного мнения. Он является главным редактором популярного в Африке интернет-холдинга «Wal Fadji group», который объединяет в себе газету и телевидение. В Facebook у холдинга более 627 тыс. подписчиков, на Youtube аудитория более 1 миллиона, а в Instagram — более 70 тыс. Журналист публикуется во многих СМИ, таких, как «La Gazette», «L’AS». Он пишет книги о политике и коррупции своей страны, где сравнивает лидера сенегальской оппозиции Карима Уэйда с экс-президентом Маки Салем.

В марте 2024 года в Сенегале прошли президентские выборы. Народ избрал нового главу государства — Бассиру Диомай Фая, тем самым покончив с правительством экс-президента Маки Саля. Последний был марионеткой французского режима, продвигал интересы Запада в Сенегале. Нынешний президент Диомай Фай является самым молодым правителем в Африке, и стремится к прогрессивным реформам: он заявил об изменении отношений с европейским империализмом и дистанцировании от него.

С Мамэ Бирамэ мы поговорили о колониальной политике Франции в отношении Сенегала, о репрессиях марионеточного экс-президента Маки Саля, которым подвергся сам журналист, и о тотальном изменении курса страны на антиевропейский.

— Каковы отношения Сенегала с Францией после колониального прошлого? Можем ли мы утверждать, что сегодня во Франции вновь возрождается неоколониальный дух?

— Сенегал, как и все африканские страны, колонизированные Францией, по сей день остается под игом этой страны. Благодаря сложной системе колониализма, он по-прежнему доминирует в Сенегале. Наше государство не является независимым ни с точки зрения экономики, ни с точки зрения культуры и безопасности. Сегодня около 250 французских компаний работают в ключевых секторах экономики Сенегала. Французские предприятия присутствуют во всех сферах: продуктовые компании «Auchan», мобильная связь «Orange», система водоснабжения и канализации «SEN’eau», «Veolia» и «Suez», электричество «Solairedirect», «Senergy Suarl», строительная компания «Eiffage». Все эти фирмы спокойно функционируют в Сенегале, где французский язык является официальным. Также страну заполонили французские военные базы, они повсюду, особенно в нашей столице — в Дакаре. Французы вовсю проводят неоколониальную политику в Сенегале, который они считают своей провинцией.

— Бывший президент Сенегала Маки Саль проводил в стране систематические репрессии против народа. Насколько мне известно, вы сами были арестованы. Расскажите об этом непростом периоде.

— Я стал одной из первых жертв режима Маки Саля, еще задолго до начала дела против народного революционера Усмана Сонко. В июле 2017 года меня вызвали на допрос люди из Отдела уголовных расследований, они попросили меня раскрыть имена личностей, приславших мне видео-контент для онлайн-газеты «Wal Fadji», в которой я работаю главным редактором. Полиция требовала меня признаться, кто предоставил мне политические видео, в противном случае меня арестуют. Я отказался что-либо рассказывать, и меня отправили в тюрьму. Однако благодаря решимости Сиди Ламина Ниасса — генерального директора «Wal Fadji Group», который угрожал полиции организовать марш протеста у Дворца Республики, я был освобожден после нескольких часов содержания под стражей. Я смог вырваться из лап окружного прокурора, но угрозы и давление в мою сторону продолжались до падения режима Маки Саля. 

— В Сенегале появился новый президент Бассиру Диомай Фай, соратник революционного лидера Усмана Сонко. Как ему удалось пройти путь от политзаключенного режима Маки Саля до президента страны?

— В Сенегале произошла избирательная революция. То, чего военные Мали, Буркина-Фасо и Нигера добились благодаря государственным переворотам, сенегальцы сделали с помощью избирательных участков. Молодые люди, по которым ударила бедность, безработица, а вместе с тем и отчаяние, увидели в Усмане Сонко человека, способного вершить нужные им перемены. Проевропейский режим Маки Саля действовал путем хитрости, насилия и коррупции, дабы всячески преградить путь своему главному противнику.

Сенегальцы, которых не устраивала несправедливость, взялись за дело Усмана Сонко и стали бороться за его освобождение. Его популярность росла с каждым актом лжи и насилия, которые власти Сенегала выдвигали против народного лидера. Таким образом, власти поспешно осудили Сонко, и, тем самым, помешали ему выдвинуть свою кандидатуру на выборах, но он избрал план «Б». Он призвал народ голосовать за своего товарища Бассиру Диомай Фая, который сидел в тюрьме с апреля 2023 года, но вышел за несколько дней до выборов 24 марта 2024 года. Он вышел, чтобы победить в первом туре голосования на этих исторических президентских выборах.

— Бассиру Диомай Фай заявляет о структурных изменениях в Сенегале. В чем отличия программы Фая от предыдущего президента?

— Президент Бассиру Диомай Фай был кандидатом раскола. Проведя свою революцию через избирательные участки, сенегальцы ожидают от нее радикальных и глубоких изменений. Вот почему президент говорит о «системном разрыве». Другими словами, он хочет порвать с неоколониальной системой, установленной с 1960 года. Лейтмотивом начала его президентства стал «суверенный, справедливый и процветающий Сенегал». Но прежде всего, это вопрос суверенитета, который стоит выше справедливости и процветания.  Без суверенитета практически невозможно развиваться. Потому что неоколониальные страны держат нас в зависимости, направляют нашу экономическую политику в угоду своим интересам. Наше несчастье делает их счастливыми. Чтобы добиться этой первой независимости, Сенегал должен пересмотреть свои отношения с Францией, которая по-прежнему считает нас завоеванной землей. Новые власти это поняли, и во время избирательной кампании уже объявили о выходе франка КФА из африканского финансового сообщества — валюты, которая является инструментом господства.

— В последнее время мы стали свидетелями того, как Африка отстаивает свои основные права. Примером этого служат изменения, произошедшие в Буркина-Фасо, Мали, Нигере. С чем вы связываете такую мощную волну панафриканизма?

— Благодаря информационным технологиям и интернету молодые африканцы поняли, что их всегда предавали. Их отцы, бабушки и дедушки были обмануты собственными правителями и их империалистическими пособниками, которые всегда представляли им Африку как бедный континент, лишенный всех благ. Благодаря социальным сетям, которые «либерализовали» информацию, молодые африканцы поняли, что именно их континент обогащает Запад. Это открытие было воспринято, как предательство, и пробудило  у африканцев дух борьбы, который Эммануэль Макрон называет «антифранцузскими настроениями». Ни одна страна, однажды колонизированная Францией, не является развитой. Напротив, франкоязычные государства являются одними из самых бедных на континенте. Несмотря на огромные запасы урана и нефти, Нигер считается одной из самых отсталых стран на планете. Именно осознание этой несправедливости подняло настроение малийцев, буркинийцев, нигерийцев, сенегальцев, и всей молодежи этих стран, находящейся под властью Франции. Сенегал выбрал путь демократии для достижения необходимых перемен.

— Сенегал богат природными ресурсами, золотом, фосфатами, газом и нефтью.  Но его население живет бедно, и многие вынуждены мигрировать, чтобы выжить. Положит ли новый президент конец  грабежам Запада в вашей стране?

— Президент Бассиру Диомай Фай пообещал перемены, и сенегальцы похвалили его за эту инициативу. Если он хочет, чтобы изменения в стране воплотились в реальность, то обязательно по-другому должно осуществляться управление природными ресурсами Сенегала. Для достижения этой цели Сенегал должен национализировать эксплуатацию определенных ресурсов, таких как фосфаты. Ежегодно наше государство импортирует 1,5 миллиона тонн риса, 600 тыс. тонн пшеницы и 400 тыс. тонн кукурузы. Население Сенегала на 75% составляет молодежь до 35 лет, наша страна пересекается тремя реками, и она должна иметь возможность опираться на сельское хозяйство для гарантии своей продовольственной самообеспеченности. А для этого необходимо национализировать производство фосфатов, и это позволит сенегальским фермерам получать более высокую урожайность. В отношении других природных ресурсов новым властям следует пересмотреть контракты. Для Сенегала это ненормально — получать всего лишь 10% от доходов, получаемых от добычи циркона и золота. 

— Какими темпами с африканским континентом развивает отношения Россия и Китай? Как известно, в последнее время у континента укрепились дружеские связи с Беларусью. Это значит, белорусская сельскохозяйственная техника скоро будет бороздить африканские просторы?

— Россия отстает в плане сотрудничества с африканскими странами. Китай предлагает партнерские отношения в области инфраструктуры. Тем не менее, и Китай, и Россия, работают на перспективу. За ними нет колониального прошлого в Африке, которое могло бы вызвать недоверие или даже гнев у наших народов. Молодые африканцы не любят империалистов, и открыты к активному участию в сотрудничестве с этими странами.

При новых властях Сенегал готовит сельскохозяйственную революцию, которая  позволит ему достичь продовольственной самообеспеченности. Эта революция не может быть осуществлена при нынешних технических средствах страны. Нам нужна механизация сельского хозяйства. Отсюда и необходимость налаживания отношений со странами, которые находятся на переднем крае в сфере сельского хозяйства — Россия и Беларусь. И необходимо, чтобы эти страны получили большую известность на континенте. Сейчас, когда в Африке заходит речь о России, многие думают об оборонной промышленности. Это правда, что Россия может предложить африканским странам обеспечить их оборону. Но помимо безопасности, Россия и Беларусь  могут позволить африканским странам приобрести много сельскохозяйственной техники.

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59