Меню

Партия лузеров. Чем заканчиваются попытки сбежавших змагаров изобразить демократию

Белорусские беглые пытаются сохранить хоть какую-то иллюзию своей оппозиционной летигимности и провели выборы. Но! Есть победы, которые лучше бы никогда и не одерживать.

Это не перевыборы Тихановской. Потому что всем очевидно, что никуда эта гражданочка не переизберется. Выборы провели как бы в парламент, который у них в изгнании самоназывается Координационным советом, хотя никто и не вспомнит, что он координирует. Но есть нюанс: цена этих выборов для участников — потенциально 257 потерянных квартир. Если учитывать их реальный электорат, получается примерно одна квартира за 20 голосов избирателей. 

Теперь давайте по порядку: структура беглой белорусской оппозиции, отметим для начала, не самостоятельна, а курируется внешними силами. Тем не менее номинально их главарь — госпожа Тихановская. Хотя рулят всеми процессами ее правые и левые руки и другие части тела, то есть Франак Вячорка со свитой. Где-то рядом ошивается Объединенный переходный кабинет, есть еще Координационный совет плюс парочка коллегиальных органов для создания иллюзии принятия решений — по большому счету, каждому беглому за рубежом можно нарисовать какую-нибудь красивую интернет-должность вроде «верховный координатор политической интеграции в интегрируемую политику». Чушь, но людям почему-то приятно.

тихановская

А вот своего парламента у беглых не было. Были парламенты, которые самоназвались ими, но не существовало такого, который избирался бы хоть кем. И вообще эти демократы крайне неохотно относятся к выборам и изучению мнения людей, предпочитая диктаторские самоназначения себя и своих родственников на «жирные» и «менее жирные» должности… Ну да ладно. Все эти группировки Следственный комитет Беларуси резонно признавал то экстремистскими формированиями, то террористическими — в зависимости от того, какие цели формулировали своими ртами их представители. А предлагалось столько всего — от санкционного давления на страну до призывов к вооруженному вторжению (веселье и балабольство там у них весьма разнообразное).

Но вот пришла весна 2024 года. Внешним кураторам слегка поднадоела эта игра в имитацию, на которую спускаются миллионы долларов без какой-либо осязаемой успешности замысла. Следовательно, беглым поставлен был ультиматум: или вы как-то сообразите продемонстрировать миру, что, мол, именно вы представляете белорусский народ, а не легальная власть в Беларуси, или — сворачиваем лавочку вместе с вашими должностными стульчиками.

Так начались «демократические» выборы в Координационный совет — настолько «демократический» орган, что у беглых от «демократичности» аж зубы сводило.

Кадр из программы Игоря Тура «Будет дополнено». Манипуляция со скрином паспорта в фотошопе позволила журналистам проголосовать на «выборах» в беглый «парламент»

Параллельно с этим Следственному комитету не оставалось никакого выбора, кроме как возбудить новое уголовное дело. Потому что если есть экстремистская группировка, подлежащая реорганизации, значит, автоматически признаются экстремистами те, кто данную реорганизацию проводит, участвует в ней и получит что-то в процессе этой деятельности. Все юридически настолько чисто, что у беглых второй раз свело зубы. Но не последний. Здесь уместно процитировать представителя СК Сергея Кабаковича: «Установлено, что в 2024 году было принято решение о реорганизации данной преступной группы с последующим назначением новых лидеров экстремистских ячеек. Именно реорганизация в этой среде поможет главарям избавиться от аутсайдеров политической игры и наградить местом в «кабинетном государстве» самых преданных исполнителей. Чувствуя приближение полной потери условного авторитета и финансирования у западных кураторов, свои кандидатуры на право сидеть «за хозяйским столом» выдвинули известные беглые преступники, такие как Азаров, Латушко, Прокопьев, а также менее известные и вовсе не ангажированные представители радикального мира».

А для чего проводятся все эти перевыборы? На самом деле беглые ценят ту же стабильность, что и мы в Беларуси, но есть нюанс. Основными задачами Координационного совета вполне публично назывались, загибаем пальцы: разработка мер по силовому захвату власти, сопровождаемая массовыми беспорядками; проведение диверсионных действий и вооруженное вторжение; активное навязывание «европейских ценностей»; меры санкционного давления; призывы к оказанию поддержки незаконным вооруженным формированиям; создание альтернативных органов власти за рубежом.

Итого в материалах дела — 257 фамилий. По сути, это представители 12 псевдопартий, те, кто на эти выборы пошел, от лидеров партии до «случайных пассажиров». В течение нескольких суток были установлены не только все фамилии, но и собраны все объективки на данных товарищей, включая перечень принадлежащей им в Беларуси недвижимости (потеря которой будет для них очень болезненной). Опять же, логика строго юридическая, так что третий раз у беглых свело зубы. Если преступные группы совершают действия, причиняющие экономический ущерб государству, а именно: призывают к санкциям, то государство вправе истребовать в рамках процессуальных действий компенсацию своих потерь соразмерно. Другими словами, если ущерб от санкций — миллион долларов, а призывают к санкциям 10 человек, каждый из которых имеет по квартире за $100 тысяч, то тютелька в тютельку все и сводится. 

Ни кола, ни двора. Ни Родины. Рисунок Антона Островского

Для беглых, кстати, квартиры и дома в Беларуси — это фактически единственный больной вопрос. На саму страну им давно плевать (многим на нее было плевать и в бытность в Беларуси). Заочные уголовные дела их не особо пугают, потому что они даже не собирались возвращаться из своих польш и германий, соответственно, отсиживать положенный по закону срок не были намерены. Но сколько среди них тех, кто, ругая Беларусь, продолжает получать из Беларуси доход от сдачи в аренду своих квартир. То есть, если где-то в Вильнюсе придурковатая юная оппозиционерка рассказывает, как ей классно в недиктаторской Литве и как у нее все сложилось, не исключено, что сложилось у нее только потому, что когда-то в Минске бабуля перед встречей с Господом завещала ей квартиру в центре города, с аренды которой теперь эта оппозиционерка и живет. Не было бы квартиры или бабули — демократическая Литва с куда большими чем минские расходами, с полным отсутствием перспектив трудоустройства была бы для этой дурочки гораздо менее приятной.

Неделю беглые костерили власть в Беларуси всеми известными словами за препятствия беглой демократии и намеки на изъятие квартир. Шипели, пытаясь убедить: мы обязательно все возвратим, когда вернемся, потому что якобы власть в Беларуси нелегитимна, уехали из страны миллионы, а те, кто не уехал, на самом деле не за действующую власть, а за беглую. Мол, мы вам всем покажем на этих выборах! Которые, кстати, проводили в интернете. То есть проголосовать теоретически можно было кому угодно.

Фото: Вячеслав Цуранов

Но ни миллионов голосов не было, ни миллиардов, как в 2020-м, ни даже сотни тысяч. И десятка тысяч голосов на этих выборах не набралось. Чуть больше шести тысяч избирателей поучаствовали в выборах в Координационный совет. Перевес — на стороне банды Латушко, ради победы которой, кстати, вообще выборы и затевались. Все остальные там были статистами, но это уже другая история…

Шесть тысяч человек — вот вся политическая поддержка нового беглого парламента. Это настолько смешно, что становится грустно. Грустно даже сторонникам власти действующей и официальной, потому что бороться приятнее с сильным соперником, а не с этим позорищем. Плюс-минус такое же мнение у западных кураторов. Они уже прямо сказали, что на людей, которые интересны настолько мизерному количеству белорусов, больших денег теперь никто, конечно, не даст.

Но большие деньги — они есть. А это значит, что за победой на выборах в Координационный совет скрыто тотальное поражение. Потому что совсем скоро (и совсем недемократично) Запад выберет кого-то другого, кто понесет знамя «борьбы с режимом». Свежего, яркого, нового, чуть меньше запятнанного. Будет это по всем теоретическим раскладам уже в следующем году.

Так что старым оппонентам из 2020-го начинаем махать ручкой и говорить до свидания. Но свидание им это ой как не понравится…

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59