Ухудшение условий: объясняем, что означает «мирное предложение» Путина по Украине
Накануне Швейцарской конференции Россия озвучила новый вариант мирного соглашения, который предполагает передачу 4 областей Украины под полный российский контроль с отводом ВСУ. Однако менее чем через час последовали ответы НАТО и Киева об отказе от российского предложения.
Политолог Андрей Лазуткин попытался разобраться, что это было: реальный мирный план или «декларация намерений» России на земле?
Напомним, первый вариант мирного договора, который был подписан в Стамбуле, предполагал сохранение границ Украины до начала СВО в обмен на нейтралитет. Сейчас предложение Владимира Путина ухудшается — новый вариант мирного договора, если его подпишут, будет включать для Украины безоговорочную потерю Запорожской и Херсонской областей, а также передачу остатков территории ДНР (сейчас РФ контролирует около 60% Донецкой области) и ЛНР (контролируется почти вся). Ранее на этих территориях был проведен референдум о вхождении в состав России.
Негласным западным ответом на проведение референдумов стал взрыв «Северных потоков», который практически совпал с датой голосования. До момента референдума считалось, что СВО еще может быть завершена возвратом украинских территорий дипломатическим путем, однако уже на момент сентября 2022 такая возможность была исчерпана из-за референдумов. Рубикон был перейден еще тогда, но что изменилось 2 года спустя?
Главный новый нюанс — истечение президентских полномочий Зеленского. Это означает, что единственным полномочным переговорным субъектом для России осталась Верховная Рада. Судя по всему, такой ход нужен, чтобы считать парафированное соглашение полностью подписанным — даже без подписи Зеленского. Раз подпись Арахамии (председателя правящей фракции в парламенте) там стоит, то этого как бы достаточно в отсутствии законного президента.
Это означает, что юридическая основа мирного договора у России как бы есть, и теперь можно говорить, что Украина его не выполняет, а значит, Россия действует в правовом поле, продолжая военную операцию вплоть до любых ее результатов. Кроме того, у России есть и бывший президент Янукович, которого Владимир Путин также упоминал в выступлении — сложно определить его правовой статус, но при необходимости Янукович может быть введен в переговорный процесс от украинской стороны для придания большей легитимности стамбульским документам.
На что может повлиять такое «одностороннее» мирное соглашение, которое Россия будет считать заключенным, а Киев — нет? Скорее всего, на дипломатическую позицию КНР и шире глобального Юга, где хотели бы видеть со стороны России как можно больше шагов по мирному урегулированию. Эти шаги как бы делаются, но при этом мало что меняют по факту — ведь было заранее очевидно, что Украина не пойдет на такие переговорные условия. Накануне Киеву не просто так выделили еще 50 миллиардов в счет арестованных российских активов — это такая сделка с правящей группировкой Зеленского, их «покупают» для дальнейшего продолжения войны.
Пока что на кону — текущие боевые действия в Харьковской области. Похоже, что статус этой области, если она перейдет под российский контроль, Путиным специально не оговаривается. Ранее заявлялось не о ее вхождении в состав РФ, а только о некой «санитарной зоне», которая формально останется в украинской юрисдикции. Что такое «санитарная зона», сказать сложно, но, судя по всему, следующий этап «ухудшения» российского мирного предложения будет касаться Харьковской, а затем Сумской области, например, по итогу летней кампании РФ может заявить претензии еще и на них.
Тем самым Киев все время принуждают к «базовому» Стамбульскому мирному договору, но в котором все время ухудшаются территориальные границы. Закономерно, что о судьбе Харькова или, например, Одессы Владимир Путин в сегодняшней речи не сказал ничего — хотя на Харьковское направление сейчас брошены значительные российские силы. И вряд ли политую кровью «буферную» территорию просто так отдадут. Скорее, от Путина идет намек, что сейчас ее еще можно разменять на вывод украинских войск из Запорожья, Херсона и границ ЛДНР, и тогда Харьков останется за Украиной. Так что речь ВВП, по сути, была о судьбе Харьковского направления — хотя прямо об этом не говорится, чтобы не вносить сомнения в ряды военных и не обесценивать их действия.
Следует также сказать, что украинские источники (которые контролирует Киев) отреагировали бранью и матерщиной — это значит, что официальная украинская линия на саммите в Швейцарии не поменяется. Тем самым война будет продолжаться вплоть до военного поражения Киева либо исчерпания ресурсов обеих сторон (то есть она может закончиться в любых непрогнозируемых границах). И поэтому дальнейшее откусывание новых «кусочков» от территории Украины сейчас вводится в правовое поле. Понятно, что Запад такие действия не признает, но есть еще КНР, Саудовская Аравия, Турция, Иран и ряд других крупных игроков, для которых России надо сохранить лицо и дипломатически оформить итоги СВО.