Директор сельской школы о любимых учениках, бесплатном репетиторстве и самых сильных корнях
Всегда c уважением относилась к тем, кто после окончания педагогического колледжа или вуза вернулся работать в свою, родную школу. Значит, за те 9 или 11 лет, что они провели за партой, им дали не только крепкие знания, но и привили любовь к родной земле. Директор Липского учебно-педагогического комплекса «детский сад средняя школа» Оксана Оглашевич — как раз из таких, преданных.
«Трудных или нелюбимых учеников не бывает»
Договориться с директором о встрече было несложно: «Единственное, деток в школе не будет: каникулы ведь. Но сама школа у нас замечательная, большая. Прокажу вам музей, огород. Познакомлю с Вишенкой!» Было понятно, что поездка предстоит интересная и сельская школа действительно удивит. Как в воду глядели…
Найти в агрогородке Высокая Липа Несвижского района учреждение образования оказалось просто: двухэтажное здание, утопающее в деревьях и цветах, гордо возвышается над небольшими домиками. На территории школы — памятник погибшим воинам-землякам, а пройдешь еще метров 80 вперед — и вот он, тот самый огород, о котором упоминала Оксана Оглашевич.
Оксана Оглашевич окончила Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка, получила специальность учителя-дефектолога
Директор встречает нас на пороге школы: думали, пригласит в учительскую или к себе в кабинет. А она повела… в свой самый первый класс, за свою первую парту. Почему сюда? Говорит, уже больше 20 лет прошло, как окончила школу, но до сих пор садится за нее с особым чувством.
— C детства знала, что буду работать в школе: в этом немалая заслуга моих педагогов, особенно Ванды Владимировны Талай, учителя иностранного языка. Нет, мне никто не говорил: иди в педагогический, потом вернешься сюда. Я видела, как легко учителя находят общий язык с детьми, как искренне любят нас, своих воспитанников, и как стараются помочь найти свой путь в жизни. Теперь я, можно сказать, продолжаю дело любимых педагогов.
— Значит, были и нелюбимые? — с улыбкой спрашиваю у директора.
— Нет, таких не было. Как не бывает нелюбимых или трудных учеников. Есть дети, которым сложно даются определенные предметы. Но в спорте они всегда первые, в творчестве им нет равных. Просто нужно увидеть эти таланты, попытаться развить их. В сельской школе это гораздо проще, ведь каждый ученик на виду.
В 2022 году учащиеся 9-го — 11-х классов Липского учебно-педагогического комплекса «детский сад — средняя школа» помогали лесхозу в посадке леса. Совместно с лесничими ребята посадили 26 800 саженцев, заняв первое место в районе.
Сегодня в Липском учебно-педагогическом комплексе «детский сад — средняя школа» обучается 130 деток, это вместе с дошколятами. В каждом классе в среднем по 10 учеников.
— Где-то есть и 14 ребят, а в самом маленьком классе всего четверо. Тут уж прийти на урок неподготовленным не получится: учитель обязательно спросит всех. И обратит внимание: чтó ребенок не до конца понял, какую тему плохо усвоил — чтобы закрыть этот пробел в знаниях. Почти как репетиторство: городские дети о таком могут только мечтать.
Кстати, свою педагогическую карьеру Оксана Оглашевич тоже начинала в сельской школе — в Столинском районе Брестской области. Работала педагогом-организатором и воспитателем в группе продленного дня. Сложно ли было после Несвижского педагогического колледжа сразу перейти к практике? «Еще бы! Но зато как интересно! — искренне отвечает моя собеседница. — Я очередной раз поняла для себя, что хочу работать именно в таком коллективе, где все время кто-то смеется, веселится, озорничает, хулиганит. Это мое!»
Отработав год на Берестейщине, Оксана Оглашевич вернулась в агрогородок Высокая Липа, в свою родную школу. Ребятам, у которых она вела продленку, повезло: вместе с молодой воспитательницей они ходили на экскурсии, занимались спортом, фантазировали, творили. А еще через пару лет Оксане предложили должность заведующей детсадом, который соседствовал со школой. В 2015 году два учреждения образования было решено объединить. Работники школы и садика замерли в ожидании: кто возглавит новый учебно-педагогический комплекс? Человека со стороны приглашать не пришлось: руководство УПК приняла на себя Оксана Оглашевич.
«Кто знает, как сложится жизнь наших выпускников, в какой профессии они себя найдут, а вернуться на малую родину и работать на земле смогут всегда». Оксана Оглашевич.
— Конечно, боялась! А вдруг не справлюсь, подведу детей, родителей? Но мои коллеги-педагоги, которые помнят меня еще школьницей, подбадривали, поддерживали. Это помогло внутренне собраться, поверить в себя.
«Общаюсь с детьми напрямую, а не через кого-то»
Свою первую торжественную линейку в качестве директора Оксана Оглашевич помнит в мельчайших деталях. 1-е сентября, на школьном дворе около сотни ребят: нарядные, с цветами. Волнуются первоклашки и их родители…
— А я не могу сдержать слез! Ведь всех этих деток знаю с малых лет. Они росли на моих глазах, когда приходили в детский садик, — и вот стоят без пяти минут ученики. В этом, наверное, и прелесть сельской школы: ты не можешь не знать своих воспитанников. Ведь все живем по соседству, общаемся. В большой школе директор физически не может всех запомнить: если учится 500, а то и 1000 ребят — они для него просто ученики. А для меня — Катя, которая хорошо выступила на олимпиаде; хорошист Сергей, который будет поступать в техникум; Маша, которой нужно немного подтянуть русский язык.
Первый год на директорской должности был особенно насыщенным, но найти общий язык с коллективом и учениками удалось без проблем. Оксана Оглашевич признается: она не из тех руководителей, которые закрываются в кабинете и общаются только через зама.
— Люблю, когда в школе кипит жизнь и каждую неделю проходят какие-то мероприятия: образовательные, познавательные, творческие. Одно время в агрогородке не работал Дом культуры, его закрывали на ремонт. А школьникам ведь хочется отдохнуть, весело провести время, потанцевать. Как-то сижу в кабинете, стук в дверь. Заходит класс, впереди — самый смелый мальчишка: «Оксана Константиновна, можно мы в субботу в школе дискотеку проведем?» Я не против, главное, чтобы все было организованно, дежурил учитель. Тут и другой момент важен: пусть дети лучше в школе потанцуют, будут у нас на виду, чем поедут куда-то.
«В деревне на выбор будущей профессии влияют не родители, а родная земля»
Директор ведет нас дальше — по кабинетам. В классе белорусского языка и литературы оформлена музейная комната «Спадчына», это заслуга Оксаны Оглашевич. Уроженка сельской местности, она уверена, что дети должны знать историю родного края и уважать традиции, помнить свои корни.
— А много ли ребят возвращаются после школы на малую родину? — спрашиваю у директора. — Молодежь сегодня не очень-то стремится остаться на селе, все больше на город смотрит.
— Приезжают, и немало, — уверяет директор. — В прошлом году все наши выпускники поступали по целевым направлениям: одна девушка решила связать жизнь с педагогикой, трое мальчишек выбрали сельское хозяйство. Последний выпуск тоже был в этом плане урожайным — два человека после окончания колледжа вернутся в агрогородок работать.
Что их сюда тянет? Директор, кажется, уже давно знает ответ на этот вопрос:
— Земля! С ней во многом и связан выбор будущей профессии. Ведь наши ученики не только за партами сидят, они учатся работать руками. Вы когда шли, наверняка видели огород. Свекла, картофель, лук и морковка… На уроках общественно полезного труда, во время практики ребята работают на огороде. Начинают с азов: посадка семян, полив, прополка всходов и так далее.
Оценки за общественно полезный труд школьники не получают. Да и зачем? Лучшее доказательство — урожай, который в этом году, судя по всему, будет хорошим. Мы еще только подходили к огороду, а мимо нас две работницы УПК прошли с полными ведрами огурцов. На соседней грядке женщина поливала капусту. Решили по-хозяйски проверить, созрела ли свекла: корнеплод уже размером с ладонь. В землю вцепился крепко, вылазить пока не готов.
Неужели детям нравится копаться в земле, еще и в школе? У них ведь дома огороды, теплицы…
— Ребята сами сюда просятся. Во-первых, стараются для себя, ведь весь собранный урожай потом будут зимой за обе щеки уплетать. Те же огурцы мы солим, капусту квасим. Под картошку здесь отведена небольшая грядка, но наше базовое хозяйство «17 Сентября» выделило нам 60 соток на своих полях. Важно, что школьники с детства приучаются к труду. Понимают, что батон растет не на дереве, что есть зерно, которое сначала надо вырастить. Кто знает, как сложится жизнь наших выпускников, в какой профессии они себя найдут, а вернуться на малую родину и работать на земле смогут всегда. Президент не раз говорил: земля прокормит — главное уметь на ней работать.
Оксана Оглашевич обратила наше внимание на небольшой кусочек огорода, занятый ячменем. Оказалось, это для всеобщей любимицы — лошадки Вишни. Она и землю помогает обрабатывать, и опавшую листву вывозить.
Кстати, небольшой огород есть и на территории детского садика: там дошколята под руководством воспитателей выращивают огурцы, фасоль, помидоры. Большими урожаями, правда, пока похвастать не могут, но разве это главное?
— Малыши радуются не тому, что закачали на телефон новую игру, а что помидорчик, посаженный два месяца назад, размером уже почти с их кулачок. У сельских деток все-таки другие ценности, — рассуждает директор.
…Внутри Липский учебно-педагогический комплекс «детский сад — средняя школа» почему-то показался меньше, чем снаружи. Или просто мы так увлеклись разговорами, что не заметили, как обошли его весь. В какие-то моменты казалось, что мы и не в школе вовсе, а дома — так здесь по-домашнему уютно. Городские учреждения образования зачастую лишены этого…
Напоследок задала Оксане Оглашевич немного провокационный вопрос: если бы сейчас ей предложили оставить Высокую Липу и переехать в город, возглавить школу или гимназию на 1000 учеников? Во дворе — большой стадион со всеми наворотами, а вместо огорода с грядками — мультиборды, преподавание LEGO-конструирования и робототехники.
— И сразу дают трехкомнатную квартиру в центре! — попытался усложнить задачу мой коллега.
— Этим меня в город не заманишь, — непреклонна Оксана Оглашевич. — Стадионом и мы похвастать можем, компьютерный класс тоже есть. Роботы и LEGO-конструирование? Сначала нужно найти специалиста, который сможет увлечь этим детей. А просто так поставить в кабинеты конструкторы — что толку?
Но самый главный аргумент — дети.
— Как брошу своих учеников? Ко мне в этом году придут восемь первоклашек: всякий раз, когда встречаю их в агрогородке, они так трогательно рассказывают, что уже умеют считать, читать, писать. В такие минуты мечтаешь снова стать у школьной доски и вести урок. Если бы в сутках было не 24 часа, а в два раза больше, совмещала бы, наверное, и одно, и другое, — смеется директор. — Да и уехать — значит потерять связь с деревней, с землей. А здесь такая природа, лес рядом… Никакие блага этого не заменят.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал Минская правда|MLYN.by, чтобы не пропустить самые актуальные новости!