Расследование «МП». Что вложено в парк «Сула» и почему его жестко критиковал Азарёнок
«Великое княжество Сула» — этот музейный комплекс расположен всего в 49 километрах от столицы на живописном берегу одноименного озера. Интересно, что сам учредитель и автор идеи частного парка интерактивной истории в Столбцовском районе Андрей Запольский находится в Польше и здесь даже носу не показывает, на месте всем заправляет директор.
Итак, я включила режим обывателя, вспомнила, чему нас учили в школе, и проанализировала сайт музея, а заодно и сам комплекс.
Открываем вкладку «Что посмотреть!». Мой взгляд сразу падает на ячейку «Белорусская шляхта» — название уже само по себе смешное. Сразу становится некомфортно и хочется поправить на «мелкое дворянство».
«Батура — сабачча натура»
Читаем описание на сайте: «Убранство шляхетского зала, реконструкция старинных шляхетских забав — все это позволяет посетителям в полной мере ощутить себя гостями давней эпохи. Название самого зала объясняется просто. Королевским его называют в честь первого владельца сульских земель, короля Речи Посполитой и великого князя литовского Стефана Батория».
Здесь меня постигло полнейшее разочарование! Нашли в честь кого зал назвать: наши предки метко прозвали его «Батура — сабачча натура». Баторий, когда Полоцк взял, православные храмы позакрывал и хотел окатоличить Беларусь. Как видно из документов, предки белорусов были против Батория и выступали за Москву. В нашей истории этот человек героем не был, лишь в Гродно сохранилась его резиденция. А так памятники ему не возводились и нет никаких наград в честь его.
Почему-то на католической шляхте сотрудников музея конкретно перемкнуло. Ей отдали больший приоритет, чем православной шляхте, а ведь была и такая, правда, по понятным причинам, недолго. К шляхте, например, относилось священство.
Бизнес и ничего личного!
Вот «Коллегиум» — это отсылка к иезуитам, которые всегда занимались окатоличиванием и притесняли православных, протестантов. Такое ощущение, что просвещение на белорусских землях несли только иезуиты, но это не так! Они стали аутсайдерами в тот исторический период. А чему может научить проигравшая в политических играх сторона? Только поражению! История задвинула иезуитов на дальнюю полку, а тут, в «Суле», пытаются сдуть пыль времен с этих неудачников и снова подсунуть их нам под нос!
В парке еще много зацепов, с которыми я не совсем могу согласиться. Ну какой толк, например, от Дома масонов? Руководство парка словно выдернуло из всей вереницы исторических фактов отдельные фрагменты — язычество, варяги, еврейский дом. Настроили в «Суле» новоделов, и показывают сотрудники музея своим посетителям то, что им удобнее и выгоднее для туристического бизнеса. Показывают то, что хотят сами, а не то, что мы, белорусы, хотим и должны увидеть.
Если уж наши оппоненты регулярно упрекают государственные СМИ в том, что история преподносится с одного ракурса — чаще всего советского, а на остальное закрывают глаза, тогда почему бы в таком месте, как парк «Сула», не показать полную, объективную историческую картину, весь ее диапазон? И не надо удивляться, что навлекли на себя точно такие же упреки в однобокой подаче со стороны Григория Азарёнка.
Неприятный осадок остался
Вообще визит в парк истории оставил лично у меня, как у среднестатистического посетителя, двоякое впечатление.
Всю палитру истории в музее полностью не раскрывают, хотя примерили на себя роль целого парка.
Я, конечно, понимаю, что усилий и финансов реконструкторы, создавая парк, приложили много. Возможно, столкнулись с непониманием, какими-то бюрократическими проволочками, но захотели и сделали свой музей.
Вместе с тем КПД мог бы быть и выше. Более синхронным с государственной политикой и общей тональностью современного белорусского общества, которое в основном у нас просоветское. Вот если бы из нашей истории, а она у нас по определению сложная, правильно были бы подобраны главные герои для экспозиции. Вместо Стефана Батория — Константин Острожский, который был верен православию, вместо Тадеуша Костюшко — Анастасия Слуцкая, вместо иезуитов — Евфросиния Полоцкая, праведница даже находилась в одном городе с иезуитами, можно было провести параллели.
У той же Анастасии Слуцкой была сестра Ольга Слуцкая, которая проявила себя как человек Божий. В отличие от своей сестры-воительницы, она пошла по части духовной. Но здесь, в «Суле», я почему-то княгинь этих не увидела, хотя напомнить о них лишний раз было бы неплохо всем — и гостям, и самим белорусам. Есть и другие славные имена — Давид Городецкий и прочие полководцы, кто может научить белорусский народ победам. Они реально заслуживают уважения своими судьбами. А также хотелось бы видеть акцент на разгроме Тевтонского ордена. А как же, неудобно получается, европейцев — крестоносцев и рыцарей тевтонских обидели, наваляли им без особых доспехов всем народным фронтом. Так что надо корректировать музейную экспозицию, расширять ее.
А пока у меня было странное ощущение, как будто в «Суле» своим кругом собираются те, кто не успел уехать после 2020 года. Такая маленькая секта по интересам, где тусуются те, кому по душе история ВКЛ, преподнесенная именно в таком ключе. Змагары приезжают сюда, чтобы ощутить знакомую приятную ауру, покопаться в своем болотце, где можно и душу погреть, и «пагаманiць».
Все экстремисты, беглые, змагары, террористы, сумасшедшие, враги народа дружно вписались за «Сулу» после того, как туда съездил Азарёнок.
При этом оппозиционно настроенные не готовы воспринимать Президента Александра Лукашенко, как условного великого князя белорусского, силовиков — как его опричников, а НАТО у наших ворот — как тех же крестоносцев и тамплиеров. Ведь ситуация та же самая, только на более технологичном уровне, просто называется другими именами и прирастает новыми эпитетами. Но наша планета Земля с тех самых пор не стала в три раза больше. Как были три пути, которые ведут на Москву (один — через Минск и Смоленск, другой — через Вильнюс и третий — через Варшаву), так и остались со времен крестоносцев, Наполеона и Гитлера. И сегодня, образно говоря, князь московский просит помощи у своего сподвижника князя белорусского. Вот это сравнение нужно поддерживать, с этим надо работать, грамотно растолковывая людям. То, что запрограммировано на этих славянских землях тысячелетия назад, будет происходить и дальше. Как видите, бананы у нас расти не стали, да и психология по большей части у народа осталась прежней.
Как можно отпраздновать 3 июля
Еще хотелось бы приехать в «Сулу» через год на 3 июля. С моей дочкой и ее мужем, которые также являются участниками реконструкторского клуба, посвященного Великой Отечественной войне, прикоснуться к празднованию Дня Независимости в более привычном для нас ключе.
А пока мы этого здесь не увидели. Судя по опубликованной афише, ясно, что для руководства парка вся партизанская подоплека государственного праздника, связанного с освобождением Минска от немецко-фашистских захватчиков, пока во вторую или даже в третью очередь. Очевидно, что сам проект парка истории «Великое княжество Сула» — совсем из других настроек.
Но ведь руководство парка могло бы поступить умнее, пригласить к себе видных историков Игоря Марзалюка, Вадима Гигина, Александра Самовича. Устроить с ними публичные встречи, где они бы объяснили посетителям корни партизанского движения; в чем истоки белорусского народного движения. Именно оно было характерно для этих земель, простые люди в часы невзгод порой выходили на защиту с вилами и дубинами. И без опоры на местное население враги ничего не могли сделать, уходили побитые и униженные. И традиции партизанские пошли с тех времен. Вот и показали бы с привлечением пары реконструкторских клубов этот мостик — с великокняжеских времен и до партизанской Беларуси. Не пришлось бы концентрироваться на каких-то отдельных радзивилловских дружинах. Тогда все патриотично настроенные ребята, как Гриша Азарёнок и другие, остались бы довольны и не переживали.
А если вдруг владельцу и дирекции парка в «Суле» будет не комильфо что-то менять, значит, стоит искать подвох!
А король-то ненастоящий!
Комментирует историк Алексей Еловик:
— Как претендента на королевский трон, шляхта Великого княжества Литовского Стефана Батория не поддерживала, это была кандидатура польская. А поддерживала литовская шляхта, как ни странно, русского царя Ивана IV Грозного, которого наши свядомыя сегодня демонизируют.
То есть сотрудники парка, всячески искажая историю, прославляют короля — ставленника поляков, католического фанатика, врага православных, о котором память в белорусском народе сохранилась чудовищная! Я напомню, что народная молва сохранила недобрую память о Батории.
Обратимся к реляции венецианского посла Иеронима Липпомано. На дворе 1575 год, разгар Ливонской войны. Москва — враг ВКЛ, Польша — вроде бы как союзник. А венецианский дипломат описывает ситуацию с выборами короля Речи Посполитой следующим образом:
«Говорят, что народ литовский и русский [под русскими имеются в виду предки белорусов и украинцев] хотел бы его [Ивана IV Грозного] видеть королем польским и что он имеет не менее многочисленную партию, как и каждый другой претендент на корону, особенно между крестьянами [т. е. подавляющим большинством населения], которые ему не сильно помогут, ибо к выборам короля они не допускаются» (Relacye nuncyuszów apostolskich i innych osób o Polsce od roku 1548 do 1690. T I. Berlin & Poznań, 1864. S. 280).
При этом про Стефана Батория Липпомано пишет (S. 277), что тот «пребывает в хороших отношениях с поляками» и презентует себя как «пан католицки», то бишь католический государь. Если кто забыл, почти все предки белорусов в то время были православными. А что сделал Баторий, когда «освободил» Полоцк от московских войск? Завез туда иезуитов и отдал им все православные церкви и монастыри, нанес чудовищный удар по вере наших предков. Баторий — одиозная фигура отечественной истории.