«Врачи поставили на мне крест». Как белорусский богатырь победил болезнь и вышел на мировые рекорды
Завязывать в узел гвозди, с помощью зубов буксировать микроавтобус — все это под силу белорусскому богатырю Богдану Казакову. Атлет Белгосцирка, мировой рекордсмен в области циркового искусства рассказал «МП», как пришел в цирковое искусство и смог преодолеть себя.
— Богдан, как вы пришли в цирковое искусство?
— Возможно, кто-то скажет, что это провидение. Когда мне было 10 лет, я сильно заболел и у меня отказали ноги. Врачи разводили руками, говорили, что возможная причина — ревматоидный артрит, который, в том числе, дал серьезные осложнения на сердце. Передвигаться самому мне было сложно, мама помогала дойти от палаты к палате. После выписки я ходил с трудом, кардиограмма была плохая. Мне выписали освобождение от физкультуры на 5 лет, заниматься физическими нагрузками мне категорически запретили. Можно сказать, на мне поставили крест. Но моя бабушка говорила мне не забрасывать физкультуру, закаливаться. От простейшей гимнастики я постепенно перешел к гантелям. Моя школа находилась рядом с домом, и балкон, где я занимался, выходил на школьный двор. Моя учительница знала, что я перенес болезнь и у меня проблемы с ногами. И однажды, проходя мимо моего дома, она увидела, как я занимаюсь. Она похвалила меня, рассказала, кто такой Валентин Дикуль. Объяснила, что он тоже когда-то не мог ходить, а после начал выступать в цирке. И эти ее слова в каком-то смысле стали пророческими. Тогда я даже подумать не мог, что когда-то буду выступать в цирке.
Через 2,5 года я пришел сдавать анализы, и врачи удивились. Все было в порядке. Так мне разрешили ходить на физкультуру. И если на тот момент я не мог ни разу подтянуться, передвигался с трудом, то в более старших классах я уже представлял школу на районных соревнованиях. То есть, с Божьей помощью, с помощью настойчивости, мне удалось преодолеть свою проблему.
— А сейчас как складывается ваша спортивная жизнь? Вы поддерживаете режим дня, тренировок?
— Режим есть, в том числе по питанию, отдыху. Тренировки я провожу каждый день. Нагрузка зависит от самочувствия. То есть, я не гружу свой организм. Как говорил покойный спортсмен Владимир Турчинский: если у тебя бензин есть — машина поедет. А если нет — на чем тебе ехать? Поэтому иногда стоит прислушаться к себе и не следовать механическому графику тренировок.
— Некоторые, наоборот, говорят, как важно заниматься едва ли не каждый день, и только тогда результат будет. Что вы об этом думаете?
— На первых парах тренер четко расписывал мне схемы, которым я следовал. Потом он сказал: вот упражнения, примерный ориентир того, что следует выполнять. А дальше — по самочувствию. В тот момент я к такому не привык. Как действовать самому, я не понимал. Только со временем я понял, что такое тренироваться по интуиции. Тренер мне объяснил, что отличает любителя от профессионала. Это умение загрузить себя так, как нужно твоему организму. Потому что есть много различных факторов: где-то человек приболел, где-то перенес стресс, а соответственно и потенциал его в этот момент понижен. Поэтому грузить тело одинаковыми нагрузками — это вгонять его в перетренированность, которая тоже тормозит прогресс. В идеале нужно выходить на тот уровень, когда ты умеешь слушать себя и делать все осмысленно.
— Рельефная мускулатура — это всегда признак силы?
— Я думаю, что нет, это разные категории. Рельефность — это форма, а сила — это скорее содержание. Я люблю приводить в пример слова одного из моих ориентиров, атлета из прошлого — Александра Засса: «Как большой живот не являются признаком хорошего пищеварения, так и огромные мускулы не являются признаком огромной силы».
—Расскажите, как долго готовятся ваши трюки по скручиваю гвоздей?
— Я загорелся идеей и начал развиваться в этом направлении. Я почитал про методики, изометрические тренировки того же Александра Засса. Я начал готовится по старинным методикам, и потихоньку все стало получаться. То есть, у меня была база и большое желание.
— Сколько времени нужно, чтобы овладеть таким навыком с нуля?
— Мне сложно сказать. У всех свой потенциал. Кто-то, может быть, вообще не овладеет. Здесь важно сильное желание, база и генетическая предрасположенность. То есть это совокупность многих факторов.
— Зачем в цирке нужен атлет? Как вы считаете?
— Атлетика — один из основных жанров. А если взять начало прошлого века — основной жанр. Я думаю, что атлетика — это украшение любого цирка. В настоящее время это жанр достаточно редкий и довольно тяжелый. И поэтому в нем мало кто работает.
— Вы представитель какой школы — старой или новой?
— Я стараюсь брать все лучшее у атлетов прошлых лет. Тем более, что это очень интересно. Ведь это была достероидная эпоха, но многие атлеты делали такие вещи, которые не под силу многим сегодняшним — тем, которые потребляют некоторые помогающие препараты. Также я беру опыт из современности. В итоге выстаиваю свою тренировочную, трюковую методику.
— А есть ли какие-то уникальные фишки в ваших номерах?
— У меня есть трюк «Мост Самсона», который я делаю в рекордном исполнении. Когда-то в начале прошлого века его делал Александр Засс. Суть такая: человек ложится между двух опор, опираясь только на шею и ноги, а на него, как на мост, становятся люди. Таким образом, (без рук, опираясь только на ноги) я держал четырех мужчин весом 281 кг восемь секунд.
Если говорить об авторских трюках, то у меня был трюк, когда я ловил мешок весом около 35 кг, который падал из купола манежа. На ускорении он набирал вес, так что это было очень зрелищно.
— Впечатляют трюки, которые вы делаете зубами. Вы даже тянули зубами микроавтобус. Расскажите об этом подробнее.
— Одного тренировочного фактора тут недостаточно. Если у человека слабые от природы зубы, они будут просто крошиться. Здесь должен быть природный потенциал — крепкие зубы от природы — и обязательно правильный тренировочный процесс. Нельзя форсировать события, потому что, если спешить — будут потери. Ну и опять же, нужно тренировать мышцы шеи, спины.
— В вашей профессии есть какое-то развитие?
— Конечно. Ты постоянно совершенствуешься, усложняешь трюки, придумываешь новые и пытаешься чем-то еще удивить.
— А кроме цирка, вы свои способности используете?
— Конечно. Это помогает мне во многих вопросах. В том числе, в бытовых делах.
— А что бы вы порекомендовали начинающим атлетам?
— В первую очередь — не торопиться, делать все последовательно, постоянно, а не от случая к случаю. Бывает, что человек загорелся, какое-то время позанимался, потом бросил, снова начал. И это самый худший вариант. Здесь нужно не брать сразу большие веса, большие нагрузки, а делать все постепенно. Это как в китайской народной мудрости: путь в тысячу миль начинается с первого шага.