Сыры лучше итальянских из Копыля предлагаю гурманам со всего мира
Сыродельный завод в Копыле работал уже в 1917 году, накануне Октябрьской революции, но никто тогда и представить не мог, до каких масштабов через 100 лет расширится местное сыроваренное производство. Сегодня в Копыльском филиале, помимо сыров российской группы, производят элитные сыры, в линейке которых уже 12 наименований. Узнали закадровые подробности их разработки и запуска непосредственно на месте.
Оправданный риск
Сыродельный завод в Копыле работал уже в 1917 году, накануне Октябрьской революции, но никто тогда и представить не мог, до каких масштабов через 100 лет расширится местное сыроваренное производство. Сегодня в Копыльском филиале, помимо сыров российской группы, производят элитные сыры, в линейке которых уже 12 наименований. Узнали закадровые подробности их разработки и запуска непосредственно на месте.
— Ни у кого когда-то и в мыслях не было, что мы станем заниматься элитными сырами, — признается директор Копыльского филиала Александр Кременчук. — Но в 2013 году было определено, что именно мы будем их производить. Приступили к разработкам, и сейчас видим результат нашей работы.
Процесс оказался небыстрым, потребовал много работы и экспериментов. Поэтому запущена линейка была только в 2016 году, но и по сей день ее продолжают развивать и оттачивать. Отметим: пусть твердые сыры все же относятся к европейским, в филиале постарались при их изготовлении сохранить традиции копыльских сыроделов.
— Первым элитную линейку возглавил сыр «Гройцер» молодой со сроком созревания три месяца. Мы его сохранили и сегодня. Это базовый, нежный сыр, с приятным сладковато-фруктовым послевкусием, — рассказывает директор. — Спрос на элитную группу сыров постоянно растет. Раньше твердые, сверхтвердые сыры были только привозными. Мы в числе первых начали их производить в Беларуси. Хотя у нас хорошая сырьевая зона, это все-таки кардинально другие сыры, другая технология. Но мы рискнули, и сегодня пустые склады и награды с различных конкурсов говорят о том, что у нас все получилось.
Действительно, запуск производства твердых сыров впоследствии положительно отразился и на прибыли филиала. Да и потребителям, вопреки всем опасениям, новый продукт понравился. Более того, Копыльскому филиалу удалось, используя белорусское сырье, повторить тот самый «европейский» вкус.
— Многие забывают, что родина твердых сыров — Италия, Нидерланды, Швейцария. В этих странах другой климат, корма для животных и, как результат, другой состав молока. У предприятия нет возможности завозить оттуда сырье для производства своей продукции. Но у наших мастеров получилось создать именно тот вкус, используя белорусское молоко. Гость из Италии, продегустировав наш «Пармезан», сказал: «Я готов заплатить за него 25 евро за килограмм, это он!» — рассказывает Александр Кременчук.
Дружба с микроорганизмами
Для изготовления сыров в Копыльском филиале используются производственные закваски, а это, по словам директора, — свидетельство мастерства работников, их преданности любимому делу:
— Это живые микроорганизмы, которые надо любить. С ними нужно «подружиться», чтобы получить правильный результат.
Представьте: сначала нужно сварить сыр, соблюдая все технологические параметры; затем — процессы посолки и обсушки сыра, учитываются все особенности и индивидуальный характер каждого вида; и уже на этапе созревания за каждой головкой ухаживают мастера. Процесс, между прочим, иногда продолжается до двух лет. Так что изготовление сыра, тем более твердых сортов, — дело кропотливое.
— На разработку некоторых видов ушло около трех лет. Возьмем, например, сыр «Вингенштейнский» с трюфелем. Прежде чем он обрел свой итоговый вкус, мы пробовали различные дозировки, долго его дорабатывали. И получили такой сыр, который можно любить или не любить, но равнодушным к нему быть точно нельзя. Как правило, его предпочитают сильные по характеру люди, которым нравятся яркие, необычные вкусы, — вступает в разговор начальник сыродельного цеха Марина Гайдук. — Я считаю, что сейчас это один из лучших наших сыров, вкус которого забыть невозможно.
Кстати, первыми твердый сыр с трюфелем попробовали покупатели из восточных стран. Новый продукт им понравился — уже через два дня поступил заказ на следующую поставку.
— Мы экспортно ориентированное предприятие, на внутренний рынок поставляем лишь небольшой объем продукции, — подхватывает Александр Кременчук. — В основном поставляем продукцию в Российскую Федерацию.
Нет шаблонности
Немного истории. Марина Гайдук вспоминает, что еще в 2001 году, когда она только пришла на предприятие, в сыродельном цехе преобладал ручной труд. Сыр тогда варили в сыродельных ваннах открытого типа, и весь процесс формования и прессования осуществлялся вручную. Но в 2006 году было принято решение сделать производство более современным, и тогда закупили новое оборудование. Это и послужило толчком к развитию предприятия.
— Конечно, осваивать полуавтоматическую линию по производству сыров было тяжело. Но у наших людей был колоссальный опыт в сыроделии, они стремились применить его в работе с новым оборудованием. К тому же современная линия значительно облегчала физический труд. Не все шло гладко, но чем сложнее процесс освоения нового, тем ценнее результат, — резюмирует Марина Гайдук.
Массовое производство зачастую грозит шаблонностью, продукция получается без изюминки. Да и сегодня конкуренцию крупным предприятиям составляют еще и фермеры, которые занимаются сыроварением на собственных участках. И многие считают фермерскую продукцию более натуральной. Однако копыльские сыроделы и тут играют на опережение.
— Мы используем в производстве только натуральные компоненты, от молокосвертывающего ферментного препарата животного происхождения до разнообразных добавок, среди которых имбирь, семена чиа, сафлор (пряность из семейства шафрановых) и другие, — отмечает Марина Гайдук. — Сырье для производства сыров закупаем у сельхозпредприятий своей сырьевой зоны.
Сыры Копыльского филиала узнаваемы, каждый имеет свою особую нотку. Линейки переплетаются между собой, хотя двух одинаковых в номенклатуре нет, все отличаются друг от друга. Приверженцы здорового питания по достоинству оценят сыр твердый «Харальд» с семенами чиа, любителям фруктовых канапе и сладких закусок придется по вкусу сыр твердый «Рочестер Гранд» с ароматом кленового сиропа, изумительным дополнением для пасты послужит сыр сверхтвердый «Маделан», для идеального завтрака и обеспечения организма белком на первую половину дня предлагают сыры российской группы, такие как «Копыльское золото», «Белоозерский», «Российский особый» и другие.
И все же главным ресурсом Копыльского филиала остаются люди, которые вкладывают в свой труд душу. Интересный факт: коллектив на производстве сыров женский.
— Есть сыры «капризные», которые надо «лелеять» с первого шага. Такой сыр не сварят люди с темпераментом холерика, которые все делают быстро, даже если это замечательные и опытные работники. У каждого сыродела свои сильные стороны, и все это используется с максимальной отдачей, — говорит Марина Гайдук. — На самом деле, все наши работники ответственные. Коллектив работает слаженно, как часовой механизм, каждая шестеренка крутится в своем режиме, нужном ритме. А наша задача — сплотить команду.
Задача же потребителя — попробовать каждый сыр производства Копыльского филиала и выбрать свой вкус. Поверьте, в этой линейке найдется именно ваш, будь вы ценителем, любителем или случайным прохожим.
КОПЫЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ ОАО «СЛУЦКИЙ СЫРОДЕЛЬНЫЙ КОМБИНАТ»
223927, МИНСКАЯ ОБЛ.,
Г. КОПЫЛЬ,
УЛ. ЗАВОДСКАЯ, 15
ТЕЛ. +375 (1719) 5-78-47
KOPYL_SNAB@MAIL.RU
УНП 600119098