Подорожают ли автомобили в Беларуси?

С целью недопущения дефицита легковых автомобилей на белорусском авторынке, и соответственно, принимая во внимание рост цен на них из-за недостатка предложения, наше правительство вводило различные меры регулирования, вплоть до ввоза средств передвижения в страну по упрощенной схеме. Это произошло три года назад.
Рынок на это отреагировал своим ростом, который продолжался до апреля текущего года. Несмотря на сокращение продаж, первое полугодие 2025-го показало, что за шесть месяцев текущего года было продано столько же автомобилей, сколько за весь 2023 год.

10 июля было официально опубликовано постановление Совмина за номером 372, которое среди прочего вводит новые правила ввоза в Беларусь автомобилей юридическими лицами (физических лиц, ввозящих автомобили для личных нужд, нововведения не касаются). Обновленные правила ввоза для автомобилей с двигателем внутреннего сгорания начнут действовать уже в августе, а для электромобилей — с 1 января 2026 года.
Постановление вводит требование обязательной оценки юридическими лицами соответствия ввозимых автомобилей техническому регламенту Таможенного союза, которое увеличит затраты официальных дилеров на ввоз авто, что может, в конечном итоге, сказаться на их стоимости в сторону повышения. Последнее может произойти потому, что Постановлением N372 фактически возвращается существовавшая до 2022 года процедура одобрения типа транспортного средства, которая обходилась дилерам до ее отмены в 50 — 60 тысяч долларов за каждую модель транспортного средства. Дилер, его можно понять, естественно переложит свои новые затраты на покупателя.
Важно отметить, что последнее постановление во избежание роста цен на ввозимые авто, имеет норму, согласно которой ввоз 150 единиц транспортных средств одного типа на протяжении календарного года не потребует процедуры одобрения типа транспортного средства, их можно будет ввести, получив заключение об оценке единичного транспортного средства, которое стоит в районе 300 долларов. А с учетом того, что импортеров авто в нашей стране достаточно много, соответственно, на стоимости автомобилей это может и не отразиться, разве что на наиболее популярных, и скорее всего, на бюджетных моделях, которых каждый импортер пожелает ввести в количестве, превышающем 150 единиц в год (заметим при этом, если это будет ему выгодно).

Также надо сказать, что новые правила ввоза защищают интересы отечественного производителя автомобилей, завода БелДЖИ. Также они выгодны крупным дилерам, работающим с автомобильными брендами, готовыми потратить деньги за допуск на наш рынок своей продукции. Например, невероятно популярные на данный момент китайские бренды электромобилей BYD и VOYAH побудят их производителей вложиться в сертификацию, только бы они имели доступ на белорусский авторынок.
Таким образом, новые правила ввоза, которые введены Постановлением N372, призваны обеспечить защиту как нашего отечественного производителя от нечестной конкуренции на нашем же рынке, так и потребителей от поступления на рынок автомобилей, не соответствующих тем техническим требованиям, которые действуют в ЕАЭС.

Вырастут ли цены на новые авто, во многом зависит от количества, которое будет ввозиться, что напрямую связано с возможностями белорусских покупателей. Дилеры, надо думать, постоянно мониторят последнее, поэтому будут реально оценивать возможности для своего заработка, что отразится на объеме ввоза. Неликвид, за процедуру одобрения которого уплачены деньги, их вряд ли устроит. А коль скоро покупатель сможет купить желанное авто, то он это сделает, даже если цена и вырастет. Будет спрос, вырастет и предложение. Главное, что оно будет защищено процедурой обязательной сертификации.
Рекомендуем


