Вместе на фронт — таким было их свадебное путешествие. О войне и любви Веры и Николая Орловых

На фронтовом фото времен Великой Отечественной войны Николай и Вера Орловы, муж и жена, воины 326-го гвардейского Краснознаменного тяжелого самоходного артиллерийского полка 10-го танкового корпуса 3-го Прибалтийского фронта, оба гвардии техники-лейтенанты. Сфотографированы они у самоходной артиллерийской установки ИСУ-122, этой грозной боевой машины Красной Армии, и на тот момент подпись под фото гласила так: командир экипажа ИСУ-122 Вера Петровна Орлова (Кулешова) с мужем Николаем Николаевичем Орловым, старшим механиком-водителем. 3-й Прибалтийский фронт, октябрь 1944 года, 326 гвардейский тсап.
О биографиях героев до их встречи и создания семьи
** Коля Орлов родился в мае 1922 года в украинской крестьянской семье, в Черкасской области. С самых детских лет ему довелось много трудиться, а подросши, Николай каждое лето во время школьных каникул работал в колхозе, и уже в 15 лет умел управлять трактором. В 1937 году Николай Орлов окончил семилетнюю школу и поступил в школу механизаторов, по окончании которой получил диплом механика. В ноябре же 1940 года Николай Орлов был призван в Красную Армию, где стал механиком-водителем танка БТ. Но после окончания полковой школы военная служба Орлова проходила в 66-м отдельном истребительно-противотанковом артиллерийском дивизионе 9-й стрелковой дивизии Прибалтийского военного округа, в должности механика-водителя тягача «Комсомолец», а в феврале 1941 года он был переведен в 123-й отдельный батальон связи формирующегося 65-го стрелкового корпуса.

В стадии формирования 65-й стрелковый корпус и вступил в Великую Отечественную войну, участвуя в боевых действиях против 16-й немецкой армии в районе населенных пунктов Опочка, Великий Новгород, Старая Русса, и Николай Орлов на мотоцикле действовал как связной между штабом корпуса и частями, входящими в его состав. Так состоялось его боевое крещение, но в скором времени Николай Орлов был откомандирован в отдельный танковый батальон, который воевал на Северо-Западном фронте, в районе города Демянска и железнодорожной станции Лычково в Новгородской области России.
А в 1942 году командование направило Орлова в Челябинское танковое училище, где он прошел подготовку в качестве механика-водителя тяжелых самоходных артиллерийских установок, и как лучший, технически грамотный и имеющий боевой опыт курсант, был оставлен в училище инструктором, хотя рвался обратно на фронт.
** Вера Кулешова — уроженка города Москвы, родилась тоже в 1922 году. С началом Великой Отечественной войны Вера не осталась в стороне от общего патриотического порыва, сначала тушила на крышах домов вражеские зажигательные бомбы, затем добровольцем ушла на фронт, защищала родной город, участвовала в контрнаступлении наших войск 1941-1942 годов. А в начале 1943 года, после ранения, Вера Кулешова на учебу попросилась в танковые войска (!), и была направлена в то же Челябинское танковое училище, где инструктором и служил Николай Орлов. Вот вам и характер советской девушки-патриотки!

Женщина и война… Оба эти слова женского рода, но как же они, казалось бы, несовместимы:
Ведь в мир приходит женщина, чтоб свечу зажечь.
В мир приходит женщина, чтоб очаг беречь.
В мир приходит женщина, чтоб любимой быть.
В мир приходит женщина, чтоб дитя родить.
В мир приходит женщина, чтоб цветам цвести.
В мир приходит женщина, чтобы мир спасти.
А тогда, в грозном 41-м, советским женщинам и девушкам, чтобы спасти мир, пришлось взять в руки оружие…
История любви самоходчиков Веры Кулешовой и Николая Орлова
Однажды, это было в марте 1943 года, среди курсантов Челябинского танкового училища появилась высокая, энергичная и привлекательная девушка. И надо же было такому случиться, что первый раз за рычаги танка «КВ» она села именно к инструктору Николаю Орлову. Кулешова Вера, а это была она, курс обучения проходила успешно, чему в немалой степени способствовало инструкторское мастерство Николая Орлова. И молодые люди, общаясь не только за рычагами грозных машин, подружились, а затем их дружба переросла в большое чувство любви.
Они поженились весной 1944 года, а в начале лета, после выпуска из училища, супруги были направлены в 33-й учебный полк самоходной артиллерии в Челябинске, в котором формировались маршевые батареи тяжелых САУ для отправки на фронт. И после двухнедельного обучения и получения боевой техники на заводе, Орловы убыли железнодорожным эшелоном, получив назначение в состав 326-го гвардейского тяжелого самоходно-артиллерийского полка, освобождавшего тогда советскую Прибалтику. Начали боевые действия Вера и Николай в разных экипажах, сражаясь оба старшими механиками-водителями самоходных артиллерийских установок ИСУ-122.

О самоходных артиллерийских установках времен ВОВ
С весны 1944 года советские тяжелые самоходно-артиллерийские полки перевооружались на самоходные установки ИСУ-152 и ИСУ-122. Тяжелые самоходно-артиллерийские полки, приданные танковым и стрелковым частям и соединениям, в первую очередь использовались для поддержки пехоты и танков в наступлении. Следуя в их боевых порядках, САУ уничтожали огневые точки противника и обеспечивали пехоте и танкам успешное продвижение., в этой фазе наступления САУ становились также и одним из основных средств отражения немецких танковых контратак. В ряде случаев им приходилось выдвигаться вперед боевых порядков своих войск и принимать удар на себя, обеспечивая тем самым свободу маневра поддерживаемых танков.
Так, например, 15 января 1945 года в Восточной Пруссии немцы силою до одного полка мотопехоты при поддержке танков и самоходных орудий контратаковали боевые порядки нашей наступавшей пехоты, вместе с которой действовал 390-й гвардейский тяжелый самоходно-артиллерийский полк. Пехота под давлением превосходящих сил противника отошла за боевые порядки самоходчиков, встретивших удар немцев сосредоточенным огнем и прикрывших поддерживаемые подразделения. Контратака была отбита, и пехота вновь получила возможность продолжать свое наступление.
Тяжелые САУ также иногда привлекались к участию в артподготовках. При этом огонь велся как прямой наводкой, так и с закрытых позиций. В частности, 12 января 1945 года во время Сандомирско-Силезской операции 368-й гвардейский полк ИСУ-152 1-го Украинского фронта в течение 107 минут вел огонь по опорному пункту и четырем артиллерийским и минометным батареям противника. Выпустив 980 снарядов, полк подавил две минометные батареи, уничтожил восемь орудий и до одного батальона солдат и офицеров противника.
Весьма эффективно тяжелые САУ использовались в борьбе с танками противника. Например, в Берлинской операции 19 апреля 360-й гвардейский тяжелый самоходно-артиллерийский полк поддерживал наступление 388-й стрелковой дивизии. Части дивизии овладели одной из рощ восточнее Лихтенберга, где и закрепились. На другой день противник силою до одного полка пехоты при поддержке 15 танков начал контратаковать. При отражении атак в течение дня огнем тяжелых САУ было уничтожено 10 немецких танков и до 300 солдат и офицеров.

На заключительном этапе Великой Отечественной войны характерной особенностью применения самоходной артиллерии стали бои в крупных населенных пунктах, в том числе хорошо укрепленных. Боевые действия в городе почти всегда расчленялись на ряд отдельных местных боев за отдельные объекты и узлы сопротивления. Это вынуждало наступавшие советские войска для ведения боя в городе создавать специальные штурмовые отряды и группы, обладавшие большой самостоятельностью.
Штурмовые отряды и штурмовые группы являлись основой боевых порядков соединений и частей, ведущих бой за город. Сопровождая штурмовые отряды и группы, САУ огнем прямой наводкой с места, реже с коротких остановок, уничтожали огневые точки и противотанковые орудия противника, его танки и самоходки, разрушали завалы, баррикады и дома, приспособленные для обороны, и тем самым обеспечивали продвижение войск.
Как воевали самоходчики супруги Орловы, согреваемые любовью
Предварим рассказ о боевом пути наших героев стихами фронтовой поэтессы Юлии Друниной о силе фронтовой любви :
Жизнь моя не катилась
Величавой рекою —
Ей всегда не хватало
Тишины и покою.
Где найдешь тишину ты
В доле воина трудной?
Нет, бывали минуты,
Нет, бывали секунды:
За минуту до боя
Очень тихо в траншее,
За секунду до боя
Очень жизнь хорошеет
Как прекрасна травинка,
Что на бруствере, рядом!
Как прекрасна!..
Но тишь…

Разрывает снарядом.
Нас с тобой пощадили
И снаряды и мины.
И любовь с нами в ногу
Шла дорогою длинной.
А теперь и подавно
Никуда ей не деться,
А теперь наконец-то
Успокоится сердце.
Мне спокойно с тобою,
Так спокойно с тобою,
Как бывало в траншее
За минуту до боя.
Вот именно так: с любовью друг к другу, с любовью к Отчизне начали и прошли свой славный боевой путь самоходчики супруги Вера и Николай Орловы.
И когда в одном из боев погиб командир экипажа, в котором Вера Орлова сражалась старшим механиком-водителем, то Орловы и попросили командование полка, чтобы им разрешили воевать в одном экипаже. Николай Орлов остался старшим механиком-водителем, а Веру Петровну назначили командиром экипажа.
Боевую машину молодые супруги получили как бы именную, изготовленную на средства Загорской православной церкви. Командир из Веры Петровны получился отличный, под стать мужу, весьма опытному механику-водителю. Часто машина Орловых оказывалась в передовых штурмовых отрядах, и об отважной паре и их подвигах не раз писали армейские газеты.
А дрался семейный экипаж отважно и дерзко. Так, в бою под Ригой, когда выстрелом из вражеского противотанкового орудия перебило гусеницу их самоходки, а стоять на месте означало бы верную смерть, тогда Николай Орлов под огнем противника принялся за срочный ремонт. Пули немцев щелкали о броню, головы было не поднять, поэтому ремонтировал Орлов в положении лежа. Восстановил гусеницу и снова в бой.
В другой раз, когда сразу несколько наших танков засели в болоте и не могли выбраться своим ходом, то именно Орловы поспешили на выручку: вызволили под яростным огнем противника из болотного плена целую танковую роту.
И таких боевых эпизодов пришлось им пережить довольно много, ведь путь до Берлина был еще неблизким.

А выдержки из наградных листов, уверен, убедительно покажут, как смело и героически воевали супруги Орловы.
** 16 августа 1944 гвардии младший техник-лейтенант В.П. Орлова награждена орденом Отечественной войны 2-й степени за то, что:
«Гвардии младший техник-лейтенант ОРЛОВА В.П. в период боев 3.8.44 года под с. Серкекуты Эстонской ССР, действуя в составе экипажа в качестве старшего механика-водителя, совместно с другой самоходной установкой их полка, выполняла боевую задачу по отражению противника, перешедшего яростную в контратаку. Несмотря на ожесточенный обстрел противника из трех орудий 85 мм, которым была выведена из строя другая самоходная установка и произошел отход на исходние рубежи, совместно действующих танков Т-4, товарищ Орлова В. П. умело маневрируя установкой, подавив два орудия противника, вынудила третьего орудие сменить боевую позицию. В результате деревня была удержана до подхода нашей пехоты. Экипаж самоходной установки тов. Орловой В.П. имеет на своем счету: подбитое самоходное орудие «Фердинанд», пушек — 6, минометных батарей – 2, отдельных минометов – 3, блиндажей пулеметных — 2 и подвод с военным имуществом — 4 ».
** 24 августа 1944 года гвардии младший техник-лейтенант В.П. Орлова награждена орденом Отечественной войны 1-й степени за то, что:
«Гвардии младший техник-лейтенант ОРЛОВА В.П. 16.8.44 года во время боя за местечко Канери и по уничтожению группировки противника, будучи командиром установки, уничтожила огнем своего самоходного орудия: 2 ПТО, 2 миномета, ДЗОТ и отразив контратаку противника, преследуя последнего,9 уничтожила до 36 человек солдат и офицеров противника, создав возможность свободного продвижения своей пехоты вперед ».
А вот и строки из наградных листов на Николая Орлова.
** 16 августа 1944 года гвардии младший техник-лейтенант Н.Н. ОРЛОВ награждён орденом Отечественной войны 2-й степени за то, что:
«Товарищ Орлов Н.Н. 16.8.44 года в боях по окружению и уничтожению группировки противника на подступах к местечку Канепи, находясь в командирской самоходной установке, водил свою боевую машину в атаку. Искусно маневрируя на поле боя, тов. Орлов дал возможность орудием самоходной установки уничтожить: 2 ПТО противника с расчетами, 2 пулеметных гнезда, разбить ДЗОТ и при отражении контратак противника самоходным орудием было уничтожено до 30 солдат и офицеров противника».
** 18 ноября 1944 года гвардии младший техник-лейтенант Н.Н. ОРЛОВ награжден орденом Красной Звезды за то, что:
«Тов. ОРЛОВ Н.Н. в боях за м. АУЦЕ 29.10.44 г., выполняя задачу по прорыву немецкой обороны, умело маневрируя установкой и сочетая маневр с огнем орудия при заходе во фланг противнику, создал возможность огнем орудия своей установки разбить два укрепленных блиндажа, уничтожить одно ПТО, подавить миномет и преследуя отступавшего противника, уничтожено более взвода пехоты противника».
** 13 февраля 1945 года гвардии техник-лейтенант Н.Н. ОРЛОВ награжден орденом Отечественной войны 1-й степени за то, что: «Тов. ОРЛОВ Н.Н. в боях с 21 по 24 января с/г., за овладение г. Остерроден своим решительным действием и умелым разворотом машины по целям противника, совместно с экипажем уничтожил: 2 самоходных орудия, 2 минометных батареи, 1 батарею ПТО, одну зенитную установку, 10 пулеметных точек противника и захвачено 5 колесных автомашин и подавлено гусеницами до роты пехоты солдат и офицеров. В районе города Мюльхаузен тов. ОРЛОВ Н.Н., загоревшуюся боевую машину от арт. огня противника, затушил и под продолжавшимся обстрелом вывел машину в укрытие для восстановления».
Семейный экипаж самоходчиков Веры и Николая Орловых был участником освобождения детского лагеря смерти Саласпилс под Ригой. Нельзя не сказать сегодняшнему поколению о той страшной странице нашей истории, хотя бы справочно:
… 29 сентября 1944 года советские войска освободили узников трагически известного концлагеря Саласпилс в Латвии, в котором, согласно многочисленным свидетельствам, над детьми проводили бесчеловечные медицинские опыты, вкалывали смертельные инъекции, травили. Кроме того, на базе концлагеря немцы организовали фабрику детской крови для нужд вермахта. Сами военнопленные это жуткое изобретение нацистов прозвали «Долина смерти».

Из докладной записки в Главную военную прокуратуру Красной Армии: «Немецко-фашистскими извергами была разработана целая система истребления военнопленных разнообразными способами. Военнопленные физически истреблялись установленным немцами режимом голода, умышленным распространением заразных заболеваний: тифа, дизентерии, туберкулеза, а также путем оставления раненых без медицинской помощи».
Подобные зверства продолжались вплоть до лета 1944 года, когда советские войска вступили на территорию Латвии. Из воспоминаний одного из очевидцев: «…воинов Красной Армии жители Риги встречали как долгожданных освободителей из этого ада, с особым теплом и радушием, город расцвел цветами и улыбками».
В 1967 году в память о жертвах нацистских злодеяний в Латвии начал функционировать Саласпилсский мемориальный комплекс. Но в феврале 2018 года там была открыта экспозиция, исказившая властями Латвии, историю Саласпилса: в ней приводятся заниженные в десятки раз данные о количестве погибших в концлагере, не сказано ни слова о садистских экспериментах над детьми, ни о роли Красной Армии в освобождении Саласпилса. Согласно принятой в современной Латвии официальной трактовке, в концлагере якобы умирали не насильственным образом, а по естественным причинам…
По данным же советской Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков, в Саласпилсе погибло от расстрелов, пыток, голода и болезней свыше 50 тысяч человек. И из них не менее 7 тысяч — несовершеннолетние заключенные.
Это невозможно забыть…
Тогда же, увиденное в Саласпилском лагере, заставило не только сжаться от дикой боли сердцам наших воинов, но и тверже держать оружие, рычаги танков и самоходок, продолжая жестокую схватку с ненавистным врагом.
А славный боевой путь семейного экипажа ИСУ-122 Веры и Николая Орловых пролег от Тарту до самого Берлина.
Послесловие
Великая Отечественная война разрушила жизни миллионов советских людей, разделила семьи. Но, как видим на примере Веры и Николая Орловых, были и судьбы, которые навеки сплелись, скрепились любовью в горниле боев и сражений.

Ведь и в то страшное военное время жизнь все равно продолжалась. Люди испытывали множество чувств: горе от потери близких, отчаяние, страх, счастье от Победы и, конечно же, любовь, которая зарождалась в их сердцах под звуки разрывающихся снарядов.
А послевоенная армейская судьба вновь привела семью Орловых на Урал, там в 1947–1951 годах Николай Орлов был испытателем танков на заводах в Челябинске и Нижнем Тагиле, а затем служил до увольнения в запас в городе Свердловске. И до конца своих земных дней Вера Петровна и Николай Николаевич Орловы были счастливы, живя, как и на фронте, любовью.
А мы будем помнить их, наших героев:
Не забудем грозный 41-ый,
Правый и Великий 45-ый!
Как же вы все вынесли, солдаты?
Просто был героем каждый первый,
Просто не вернулся каждый пятый…
Рекомендуем



