Вавилонское столпотворение. Почему миру важно помнить события Ветхого Завета
Предание о Вавилонской башне отсылает нас к страницам Ветхого Завета: в 11-й главе Книги Бытия поучительно раскрывается тема стремления человека к власти и почестям. Как известно, мотивы что-либо делать, например строить или управлять, могут быть достаточно разными. Нередко людей побуждает к этому тщеславие.
Нравится нам или нет, но мы постоянно включены в контекст — то глобальной политики, то события. История возведения Вавилонской башни как раз об этом.
Согласно легенде, после Всемирного потопа люди решили построить город Вавилон и возвести башню «до самых небес». Прежде того, как рассеяться «по лицу остальной земли», устремились «создать себе имя». Проще говоря, группа людей, желая занять на Земле место Бога, сбилась в команду. С точки зрения смысловых нагрузок это уточнение очень важное. Оно указывает на то, что основным побуждением действовать стало тщеславие. Это когда в человеке просыпаются нездоровая самооценка, высокомерие, желание быть предметом славы и поклонения.
Пожалуй, подход этих древних людей к построению Вавилонской башни зеркалит поведение некоторых лиц современной политики. Если они приходят за властью и почестью, а не для благих целей.
Повторюсь: данность мира заключается в том, что мы не живем в беспросветном вакууме. Несмотря на личную погруженность в политику, мы встроены в событийный контекст. В том числе и религиозный. Сразу вспоминается процедура сожжения Корана в Швеции. Также нельзя не думать о Спасо-Преображенском соборе в Одессе, который пострадал в результате обстрела. В первом случае это грозит обострением отношений Швеции с мусульманским миром, во втором – расколом внутри Православия.
Попробуем взглянуть глобально. Когда православная церковь Украины сделалась автокефалией, это открыло возможность врагам сеять ненависть и вражду в обход потенциала христианской сплоченности. Далеко за пределами России и даже самой Украины. Побуждая других отделиться. По аналогии.
Ветхозаветная история о строительстве Вавилонской башни и проблематика единства
В контексте предания архетипом сплоченности выступает язык. После Всемирного потопа все люди мира изъяснялись на одном наречии. И способность понимать друг друга делала возможным их симбиоз: «Сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот один народ и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали…»
И здесь мы, во-первых, понимаем, что мотивация объединяться может являться неоднородной. Порой людей побуждает быть вместе дурное! А во-вторых – насколько, по сути, важна сплоченность. При любом характере мотивации в принципе.
Ведь процесс строительства прекратился именно после того, как люди перестали понимать друг друга – заговорили на разных наречиях.
«…Смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле» (то есть людей, возомнивших себя богами). Башня тщеславия перестала расти.
Непонимание осложнило диалог, а попытки людей продолжить строительство превращались в затяжной конфликт. В результате возведение башни застопорилось. Если рассматривать фактор непонимания и разобщенности в политическом смысле — это когда устраивают скрытые провокации в отношении друг друга. Поддаются дурному, чтоб расколоть хорошее.
Цель любой провокации — противопоставлять одних другим. И, назначая в чем-либо виновных, не давать возможности выстроить диалог и/или объединяться в союзы, коалиции. Потому как вместе народы обычно сильнее. А когда они порознь, провокаторам проще «быть в мире богом».
Оттого многим политикам выгодно, чтобы мир погряз в распрях. Религиозные конфликты сильно влияют на политическую ситуацию. Вернемся к событиям в Швеции. Так, надругательство над Кораном способно усложнить процесс вхождения этого государства в НАТО, обострить и так напряженные отношения с Турцией и даже спровоцировать череду локальных столкновений между различными религиозными группами. И уж точно никак это событие не способствует улучшению дипотношений Швеции с миром.
Акцию надругательства над священной книгой осудили в Турции, Ираке, Пакистане Индонезии, Афганистане, Саудовской Аравии, Иордании, Марокко, Кувейте, Египте, России, Ливане и Йемене. В ряде перечисленных стран к реакции шведских властей отнеслись довольно критично.
Политика – дело тонкое. Если мы хотим уберечь независимость, нам важно создавать и поддерживать условия для диалога и сплоченности. Как между собой, так и на высшем уровне.