Меню

Второе «Чудо на Висле» над Польшей нависло

Второе «Чудо на Висле» над Польшей нависло

Если в Беларуси 23 февраля – это такой мужской праздник, когда дамы поздравляют кавалеров разной степени годности, то 15 августа в Польше – строго день Войска польского, праздник милитаризма, реванша и победы над «советами». В эту дату поляки отмечают «Чудо на Висле», когда вместе с англичанами и французами в 1920-м остановили под Варшавой Тухачевского. После чего, как мы знаем, Западная Беларусь попала в плохие руки, а через два десятка лет в этой же точке началась Вторая мировая война.

Поэтому если про милицию говорят «рожденная революцией», то Войско польское рождено браком между французами и британцами, которые яростно зачинали буфер от Советской России. И много лет спустя мы оказались почти в такой же ситуации. Конечно, границы под Негорелым давно нет, но Польша на днях дала понять, что песня «Бей большевика!» у них по-прежнему национальный гимн. Потому что на предложение нашего Минобороны о нормализации контактов и приглашение наблюдать за «Западом-2025», а не то в регионе случится война, министр иностранных дел Польши Сикорский ответил, что «никакого диалога не будет».

У читателя, конечно, возникнет вопрос: «Зачем эти бесконечные разговоры со стенкой?» Но дело в том, что в Польше буквально неделю как поменялся главнокомандующий. Им стал Кароль Навроцкий, который принес присягу президента, а накануне праздника 15 августа готовит раздачу генеральских погон, повышения в армии и программную речь.

Поэтому наши запустили Навроцкому пробный шар. Негативный сигнал пока что получен от правительства Туска, но на этих и так клейма негде ставить. Тот же Сикорский имеет кличку Радек Афганский, потому что сидел в Пакистане разведчиком-наемником в последние годы афганской войны, а независимой Польше в 1992-м был самым молодым замминистра обороны. Это враг, если можно так сказать, до мозга костей.

А вот от Навроцкого мы бы хотели услышать что-то в стиле кота Леапольда про дружбу, но пока сигнал от него идет примерно тот же, что и от правительства Туска, мол, мы продолжаем покупать оружие. Другое дело, что костяк нынешней армии формировался при «Право и справедливости», и теперь к ним как бы вернулся «хозяин», которого они больше будут слушать, чем людей Туска.

Курица не птица, FA – не истребитель

Есть бородатый анекдот: «Почему в армии нет безоткатных орудий? Потому что чиновникам название не нравится». Этот случай как раз про Польшу, потому что польские закупки оружия – это аттракцион невиданной щедрости. Прошлое правительство, перед тем, как проиграть выборы, выгребло у американцев и корейцев все закрома. Выглядело это так: Польша решила закупить у Южной Кореи самолеты FA-50 и сделала это настолько молниеносно, что даже не посмотрела, что покупает. А это оказалась ухудшенная учебная копия самолета F-16 для рынка Южной Азии, которая предназначалась Тайланду, чтобы бомбить Камбоджу, где тоже не самое передовое оружие образца 1970-х.

При этом самолет именно что учебный – к нему нет нормальных боеприпасов, унифицированных с F-16, поэтому полякам в нагрузку продали какие-то полуучебные ракеты (тоже 1970-х годов) в количестве примерно 20 штук на весь авиапарк. Которые непонятно как применять в реальном бою. Более того, когда польская делегация ездила оформлять контракт в Корею, самолетов вообще не было как таковых, их еще надо было произвести. То есть представьте, что вы отдаете мошеннику кучу денег за легковую машину, которую вам показали только на картинке и которая не факт что вообще есть в природе.

А ларчик открывается просто: несмотря на то, что самолеты корейские, реально их производит корпорация «Локхид Мартин», американский оборонный концерн, который таким образом сбыл залежалую модель (никому не нужен недо-F-16, все хотят нормальный F-16). В боевых условиях, кстати, FA-50 будет уступать всем российским и белорусским самолетам. Поляки теперь не знают, что делать с этим чудом, но беда не приходит одна – далее скандал жахнул по корейским танкам.

Во дворе трава, на траве К-2

Правительство Туска подняло документы, и вдруг оказалось, что танки K-2 тоже закупались без какой-либо предварительной независимой экспертизы. Вернее, была фирма, польская по документам, но которая состояла из южных корейцев и которая готовила техническое задание для тендера. За что получила астрономический откат от контракта. Языком протокола это называется конфликт интересов, а по-простому – дикой наглой коррупцией.

В отличие от самолета, танки в природе уже были, но в Корее от их массового производства отказались из-за дороговизны. Казалось бы, и страна не самая бедная, и Северная Корея рядом (у поляков ничего подобного нет и близко, танки закупают против Беларуси, откуда в Польшу раньше шли газ-нефть и пока что идет грузопоток). Тем не менее, южные корейцы вместо более чем 600 танков, как планировалось, заказали что-то около 300. А поляки хотят аж 820 машин и свое лицензионное производство. Причем ни в каких других странах машина К-2 не использовалась и не закупалась, это тоже жирный и очень дорогой кот в мешке.

Сейчас поставлено примерно 120 машин, но зачем они Польше – полная загадка. У потому что там была собственная школа танкостроения, которую таким образом убили (миллиард долларов пошел не своим, а корейцам). Что же касается боеспособности польских танкистов, то представьте, что у вас в семье пять разных легковых машин (у жены, тещи, тестя, свата и брата). Каждая ездит на своем топливе, у всех отличаются органы управления, нужны разные шины, запчасти от разных производителей, необходимы разные автовозы по габаритам. А вот если бы у всех была одна модель, тогда снималась бы куча вопросов.

Так вот в польской армии такая же чехарда – там одновременно применяется советская техника, модернизированный на ее основе польский танк, а также «абрамсы», «леопарды» и теперь до кучи корейский К-2. С учетом того, что НАТО вваливает все ресурсы в Украину, рыночная стоимость корейского танка будет только расти (а он и так самый дорогой в мире, более 8,5 миллионов долларов за единицу).

Но с учетом опыта СВО это выброшенные деньги – любой танк теперь можно уничтожить дроном на оптоволокне, который в тысячу раз дешевле. Еще умельцы подвешивают на дроны одноразовые гранатометы, а сами танки обваривают листами железа и решетками. Стоит все это копейки, и модернизировать армию надо с учетом практики, а не тупо закупать все самое дорогое, что есть на рынке.

Кароль голый?

Но вернемся к Навроцкому. Первое, что тот сделал, став президентом – начал двигать в армии бывших, которые как раз и отвечали за те самые коррупционные закупки времен министра Мацеревича. Поясним: несмотря на то, что в Польше двухпартийная система, их Минобороны – государство в государстве, потому что вокруг ВПК кормится своя независимая команда, связанная с американцами. Так что выигранные Навроцким выборы в целом не могут повлиять на милитаризацию страны.

Более того, если завтра написать Навроцкому письмо, как Саманта Смит писала Андропову, что у нас столько общего, от Мицкевича до Дзержинского, давайте жить дружно, зачем вы хотите нас убить – такая разрядка сразу ставит под вопрос оборонные контракты.

Наоборот, всем, кто курирует закупки, нужен образ страшного врага. А чем страшнее Беларусь и Россия в глазах населения, тем лучше и дороже будут продаваться те самые танки и самолеты. Здесь не работает логика покупки машины на рынке, когда люди ползают под днищем, чтобы сорвать лишнюю копейку со всего. Речь о госбюджете, и это всегда самая сладка коррупция, когда паника и агрессия легко превращаются в контракты и откаты. Это как если бы вы пришли в магазин, а вам сказали – картошка стоит 100 рублей за кило, потому что завтра война. А еще купите пулемет за 10 тыщ, хороший корейский, чтобы охранять запасы.

Так что увы, пока от Польши не видно никаких признаков нормализации, потому что разрядка – равно убытки ВПК. Отсюда и белорусская линия ответов: мы предлагаем мириться, а если не хотите – у белорусов будет свое ракетно-ядерное «чудо над Бугом».

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59