Новый белорусский закон о банкротстве. Почему он вызвал интерес в России
С 1 октября нынешнего года на территории Беларуси вступит в силу Закон «Об урегулировании неплатежеспособности (№ 277-3 от13 декабря 2022 г.) взамен нынешнего «Об экономической несостоятельности (банкротстве)».
С учетом экономической значимости нового нормативного правового акта, а также с целью обсуждения новшества применительно к ведению процедур экономической несостоятельности, прошел семинар, посвященный практическим вопросам урегулирования неплатежеспособности, организаторами которого выступили экономический суд Минской области и экономический суд города Минска.
Перед открытием семинара заместитель Председателя Верховного Суда Юрий Кобец пояснил суть и значимость нового Закона.
— Основные отличия нового закона прямо указаны в его названии — «Об урегулировании неплатежеспособности» (по сути действия, направленные на финансовое оздоровление предприятия). Название действующего закона «о банкротстве» (по сути о ликвидации предприятия). Новый закон кардинально отличается от ныне действующего. Главная идеология нового правового документа: когда предприятие попадает в сложную ситуацию, у нас должны быть хорошо отлаженные юридические механизмы помощи для восстановления его платежеспособности.
Главным инструментом сохранности предприятия согласно новому нормативному акту должно стать «своевременность вхождения в процедуру санации». Важно, как подчеркнул Юрий Кобец, — не упустить время, потому что в наши дни экономика очень динамична. А всякое промедление чревато тем, что в итоге все действия, связанные с восстановлением финансового состояния предприятия, могут стать невозможными.
— Пока, по ныне действующему закону, воспользоваться процедурами санации или банкротства можно лишь в одном случае: когда у предприятия наступает устойчивый период неплатежеспособности, то есть, когда спасти его уже нереально.
С 1 октября от этого положения мы фундаментально отходим; ждать «устойчивой неплатежеспособности предприятия» теперь запрещено. При появлении первых тревожных признаков наступления кризисных моментов, должны действовать. Как в медицине: чем раньше обнаружишь болезнь, тем легче ее вылечить. Предотвращать банкротство легче на ранних стадиях.
Кроме того, следует сказать, что причины «болезней» белорусских предприятий зачастую лежат не внутри страны, а за ее пределами — пандемия, СВО. А значит и механизмы помощи предприятиям необходимо оперативно применять в течение достаточно непродолжительного времени (к примеру, 3-4 месяца). За это время можно перестроить логистические цепочки, перейти на новые рынки сбыта, решить вопросы с контрагентами и т.д. Именно на это нацелен новый закон.
Также Закон возлагает большие функции на представителей местной распорядительной и исполнительной власти. Потому что никто лучше не владеет информацией о реальном положении дел на предприятиях и в организациях в регионах. А значит возрастет роль председателей исполкомов и их заместителей по экономике, а также по сельскому хозяйству и строительству.
Закон изменил функционал не только местных властей, но также судов и внешних управляющих. К примеру, суды с 1 октября прекратят практику тотального сопровождения дел о банкротстве, а сконцентрируются на общем рассмотрении дел и разрешении споров.
Больше самостоятельности получат и управляющие, а в советы кредиторов войдут представители трудовых коллективов, чьи голоса будут отныне учитываться при утверждении плана санации, оценке работы управляющего и пр.
Добавим: Закон делает важными для страны все предприятия — не только большие, с большим количеством работающих, но и малые.
Отдельно заместитель Председателя Верховного Суда Беларуси отметил тот факт, что новый Закон вызвал серьезный и неподдельный интерес у наших российских коллег, которые внимательно отслеживают изменения в нашем законодательстве, активно интересуются нашими подходами.
Ведь новый Закон не имеет аналогов на постсоветском пространстве.
В заключение Юрий Кобец добавил, что в настоящее время в Беларуси в процедуре банкротства находится около тысячи предприятий (многие их них по факту давно прекратили свою деятельность), и лишь единичные — в процедуре санации.
Председатель экономического суда Минской области Алексей Сакович и заместитель председателя экономического суда столицы Екатерина Шпилевская также рассказали об особенностях нового закона.
По словам Екатерины Шпилевской, в «ликвидационной» группе риска Минска оказались предприятия малого бизнеса, работавшие в сфере общепита и бытовых услуг.
В прошлом году в столице было подано около 600 заявлений об экономической несостоятельности и банкротстве в экономический суд Минска, в нынешнем — около 200.
Что касается Минской области, то по словам Алексея Саковича, в настоящее время в экономическом суде Минской области на рассмотрении находится 93 дела об экономической несостоятельности, 5 из которых — в процедуре санации, остальные 87 — в процедуре ликвидации.
Алексей Сергеевич уверен, что новый Закон кардинально изменит эту статистику, и количество санируемых предприятий кардинально возрастет, так как в Законе делается акцент именно на восстановление платежеспособности предприятия, а не на прекращение его деятельности.