Очаг военных конфликтов, путь «Мядельский Иерусалим». Чем еще знаменит город озерного края

Как и любой другой уважающий себя город с многовековой историей, Мядель имеет свою красивую легенду. Один человек со товарищи искал места, подходящего для жизни в суровых условиях XI века, отстал от компании и заблудился. Оголодав на ягодах и корешках, он потерял сознание, а когда очнулся, увидел неподалеку липу, из дупла которой сочился мед лесных пчел. Как следует подкрепившись, странник воскликнул: «Пусть благословенно будет это место, дающее людям мед!» И поселился в этих краях, на берегу живописного озера, встретил красавицу, и пошел от них род трудолюбивых, красивых и гостеприимных людей. Ну а место это получило название «Медадел».
Откуда имя твое
Абсолютно неромантичные историки, конечно, эту версию всячески опровергали. Одни склонялись к тому, что топоним Мядель возник от промежуточной балтийской формы mendelas и восходит к финно-угорскому mendes и эстонскому mänd — «сосна». Другие считали, то название «Мядель» происходит опять же от финно-угорского метс («ель» и «ручей»), то есть «лесной ручей, речка». И только российский историк Александр Кочубинский выдвинул гипотезу, довольно близкую к легенде, — название произошло от литовского слова medis — «дерево» (возможно, то самое, с медом).

Согласно преданиям, Мядель изначально находился на берегу озера Мядель (свидетельством чему послужили найденные остатки городских укреплений XI века — пограничной крепости Полоцкого княжества), но после эпидемий чумы и холеры, выкосивших население едва ли не полностью, был перенесен на северный берег озера Мястро. Первого упоминания в письменных источниках (послание князя Гедимина Рижской раде) был удостоен в 1324 году: «…крестоносцы Тевтонского ордена нарушили мир… также они захватили бы наш замок Мяделя, если бы он не был так хорошо укреплен, однако они убили множество людей, а других с собой увели…»

В XVI веке, во времена Великого Княжества Литовского, входил в состав Ошмянского повета Виленского воеводства, здесь, наравне с центром повета, проходили земский и городской суды, граждане пользовались правами мещан, а с 1736 года здесь стали проводиться ярмарки. В 1762 году Мядель получил Магдебургское право вместе с разрешением на проведение целых четырех ярмарок в год, чем могли похвастаться немногие города на территории современной Беларуси.

Вплоть до начала XX века местечко делилось на Старый и Новый Мядель. Первым поочередно владели Радзивиллы, Францкевичи, Райские, Грабковские и Кощицы, Новый Мядель был безраздельной вотчиной королевского дома. В 1793 году, после второго раздела Речи Посполитой, Старый и Новый Мядель вошли в состав Российской империи и в начале минувшего века были объединены в один город. На момент объединения в Старом Мяделе насчитывалось 46 дворов с 312 жителями, действовали пивоваренный завод, православная церковь и еврейский молитвенный дом. Новый Мядель жил побогаче — почти 100 дворов с 783 жителями, православной церковью, костелом, синагогой и тремя лавками.
В чем богатство
Мядель не раз становился свидетелем военных конфликтов — в 1812 году здесь проходили войска пасынка Наполеона генерала Богарне, а в 1915-м, во время Первой мировой, по нарочанской земле проходила линия фронта. Здесь же год спустя развернулась «Нарочская операция», в ходе которой кайзеровские войска применили химические вещества. Тогда погибло 80 тысяч русских и около 40 тысяч немецких солдат.

В ходе Северной войны был разрушен замок, построенный еще в XV веке на озере Мястро, — остатки были найдены археологами, но восстановление его пока не представляется возможным. А вот другому памятнику архитектуры — костелу Матери Божией Шкаплерной, построенному в 1754 году, повезло гораздо больше.

Руку к возведению «Мядельского Иерусалима» приложил староста Антоний Кощиц, который владел Старым Мяделем в середине XVIII века. Здесь хранились мощи Святого Юстиниана, доставленные из Рима (впоследствии они были перенесены в Мосарский костел), это место было весьма популярным среди паломников. Позднее храм был передан православной церкви, затем, в 1920 году, он снова стал католическим, был закрыт в 1945-м и только в 1989 году был восстановлен и отдан верующим.

На Мядельщине, благодаря бережному отношению местных властей и энтузиастов, сохранилось много выдающихся памятников, включая 8 костелов и 9 православных церквей: Будславский костел с чудотворной иконой Божией Матери, неоготический костел Святого Андрея в деревне Нарочь, храмы в Константиново, Свири, Засвири, Шеметово, Княгинине, Кривичах, усадьбы в Комарово, Ольшево… Все они требуют отдельного рассказа, которым мы обязательно поделимся в обозримой перспективе.
Текст: Владимир Лиходедов
Подписывайтесь на наш Telegram-канал Минская правда|MLYN.by, чтобы не пропустить самые актуальные новости!