22°
Меню

Слово пропагандиста «О слове пацана». Как не стать рабом культов и сохранить код нации

слово пацана
Фото: БЕЛТА и из открытых источников, в качестве иллюстрации

Нашумевший сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте» оставляет след в сознании. Перепахивает душу. Глубже, чем плуг землю.

Про мелиорацию вспомнил не ради красного словца. Корни самого понятия «культура» в латинском глаголе colo, а от него и произросло слово cultura. В буквальном смысле — возделывать поле. А в переносном — облагораживать себя. Недаром и библейский призыв вторит сему смыслу: «И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его». Получается культура — это облагораживание себя и среды вокруг. Но и сам процесс этого преображения, получается, тоже культура. И результат — тоже культура. Например, отдельная культура уже как цивилизация: славянская, китайская, арабская, европейская, англосаксонская. А поменяй среду на своей же земле, и нет уже твоей цивилизации. Засохла, как невозделанный урожай в поле. Мудрость не для искусственного интеллекта.

Культура экспансии

Символический ряд можно легко подбирать, потому что человек связан с родной землей: и зарытой пуповиной, и стоящими на родной почве ногами. Вот и наше ментальное поле также возделывают. Чтобы вырастить другую культуру, прежде надо уничтожить уже освоенную. Засеять сорняками, выкорчевать, перепахать. Разве не то же самое делают в пространстве нашей культуры? Хорошо так сорняков нам уже набросали. Пропалывая их, не вырвать бы свои родные всходы…

Культура для бихевиориста — это адаптации человека к природе, для теолога — сакральный пласт человеческого поведения и мироощущения, для социолога — это форма коммуникаций. Педагог скажет, что культура — воспитание и поведение, искусствовед — настои на эстетической составляющей, работник культуры укажет на уровень развития человека и на суммарность материальных и духовных ценностей. И лишь слово пропагандиста будет выделяться. Культура — это инструмент экспансии.

Говорят, человек — раб привычек. Мне кажется человек — раб культов. Мы были и остались идолопоклонниками. Правда, сейчас идолы в отличие от древнего мира, не требуют человеческих жертвоприношений.

Хотя как знать. Разве ради культа комфорта люди не делают аборты? А ради культа наслаждений не повторяют ли поведение адептов Астарты (вульгаты). При Союзе вульгарное поведение порицалось, сейчас вульгарный образ жизни почти что норма.

Культ еды, культ денег, культ эгоцентризма… Современному человеку мог бы позавидовать любой предок в набедренной повязке — такой пантеон идолов!

Каких идолов? Культурных кодов современной эпохи цифровизации. Когда бог — цифра, то и любую нравственность можно запрограммировать. Раньше максимой римского сената было «разделяй, чтобы властвовать». Сейчас — развращай, чтобы владычествовать. Ведь целомудрие — это не только о физиологическом состоянии и модели поведения. Это о целостности человека — скелете характера. Вот этот хребет нам хотят сломать. Через экспансию чужих смыслов.

Репрессий и классовой борьбы, коллективизации ради индустриализации, ран и рубцов на теле новой советской империи хватало, но в 41-м стояла Брестская крепость, держался Днепровский рубеж, не дрогнули защитники Москвы. В чем феномен? В культурных кодах того поколения. Люди, может, и не понимали интернациональной идеи, могли быть озлоблены на вождей, но все любили Родину. И это чувство защитников дома Павлова связывало их с воинами Грюнвальда и Куликовской битвы. Культурный код предков.

Брестская крепость

А что нам навязала культура западной экспансии? Любовь придумали русские, чтобы за отношения не платить.

Вместо горячего, как мартеновские печи, трудового порыва — желание побыстрее, потеплее и повыше на этажах бизнес-центров. Вместо воплощенного Вячеславом Тихановым образа учителя — навязанный блогерами успех коуч-менеджера.

И так во всем. Под сомнение поставлены Победа и победители, правильность государственных решений и люди власти.

Феномен революций

Любой горячей революции предшествует революция сознания. Пример из нашего электорального опыта: перед тем как вывести на улицы людей, их воспитали любить западное и недооценивать свое — от марки телевизора до принятия политических решений и экономических стратегий.

Все через культурные коды. Леди Гага не попса. Леди Гага — идеология. Поэтому не стоит удивляться, когда наши дети будут любить Варшаву больше Минска, если латиница была на каждой остановке. Не стоит удивляться, когда на сельских кладбищах зарастают могилы, если Хэллоуин культивировался даже в школах. Не стоит удивляться, когда через тикток будут в очередной раз выводить на улицы молодых избирателей, если воспитание подростков отдали в руки, вернее, в зубы Хагги Вагги. Школьные психологи сами не справятся.

Любая революция начинается с революции сознания. Сначала ломают культурные коды, затем общественный и политический строй.

В чем сила цивилизаций, брат?

Только самодостаточные цивилизации создают сильные государства. Как бы ни давил Запад на Иран, но пока в культурном дресс-коде Prada не вытеснит хиджаб, тщетно.

Пока турки не забудут Рамадан и Рамазан, ни Брюссель, ни Вашингтон никак на Анкару не надавят.

Пока арабские шейхи на саммиты и бизнес-встречи, будут приходить в готре и кандуре, никакие конкуренты с Уолл-стрит им не страшны.

Дело ведь не в одежде, дело в сохранении своего лица, образа предков.

Хотя в СССР ходили в трико с обвисшими коленями, но это не мешало быть первыми в космосе и хоккее. А как только переоделись в джинсы, нация инженеров и писателей превратилась в фарцу и бандитов.

Только не в джинсах причина, а в кодах идей. Лицемерие элит превратило Ленина в гипсовый истукан, а Бога предков выгнали из СССР на заре создания Союза.

В чем сила, брат? Балабановский персонаж сказал правду. Но только заокеанскую. В деньгах — для американской цивилизации. Перед собой они не лукавят. Их культурная самодостаточность — это баксы. Про это они и снимают фильмы, это навязывают другим. Не потому ли мы такие уставшие от жизни, что наелись чужих бургеров, а свои хрустящие драники уже остыли? Хорошо, что их мы не выкинули в мешок для мусора…

Все задаются вопросом: как Китай стал великим? Просто. Китай сохранил себя.

Голливуд
Воспитание культурой по-американски. Рисунок Антона Островского

И мой прогноз: Поднебесная возвеличится над США. Потому что культура у Китая — весомее, Конфуций сильнее Мадонны. Китайцы сохранили именно свою культуру. Чего удивляться, что ходим, смотрим, звоним и ездим на китайской продукции? Мы же даже в общественном укладе живем по китайскому календарю. Будто не было в истории нашего народа ни Крещения Руси, ни Креста Ефросинии Полоцкой, ни Софии в Полоцке, ни десятков монастырей в Турове.

Вот всяких дракончиков в магазинах полно, а фигуры Зюзи Поозерского не найти. В преддверии новогодних праздников настоящих дородных Дедов Морозов — раз-два и обчелся. Все больше санты. Они и бездетные — как выгодно западному мейнстриму, поэтому без внучек, и какие-то жадноватые. Подарки от него вмещаются в носочек. Мои подарки даже елка не могла спрятать.

Под мелодии Jingle Bells в магазинах мы так и не разовьем свой потребительский патриотизм. Дело не в том, что песня плохая, дело в том, что она чужая. А послушать наши коммерческие радиостанции? «Голос Америки»! В культурном плане.

В Голливуде многие госагентства США имеют свои представительства, начиная от ФБР и заканчивая НАСА.

Выход один — культурологическая экспертиза. Всего: плакатов и картин, от кино до тех, что вывешивают во Дворце искусств. Заморские продукты у нас тщательно проверяют, а то, что потребляют умы и сердца?

В чем в чем белорусы лучшие, так это в производстве продуктов питания. И что? Английские названия. На исконно белорусском языке, точно звучало бы вкуснее. Вкус к родной культуре надо прививать. Или мы займемся культурным меню, или они нас съедят зубами условных Хагги Вагги и отформатируют культурой цифровой экспансии.

Коляды

Тогда в мае на всю страну должен звучать «День Победы», в марте — «Гуканне вясны», а в январе — колядные песни. Так и не иначе, если не хотим, чтобы от Беларуси в будущем остались лишь следы на воде.

Подписывайтесь на Минскую правду в Telegram
Только самое актуальное, важное и интересное!
Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59