От белых к синим. Как изменения в цвете долларов влияют на обмен

Довольно неожиданный вопрос задали нам читатели: «Что делать с «белыми» долларами?»
Сколько стоит синий цвет
Вопрос, как оказалось, совершенно не праздный. Не сильно изменившийся дизайн банкнот некоторых номиналов образца 2004 года, введенных в оборот в октябре 2013 года, куда больше претерпел изменений в цвете; светло-зеленые оттенки бакса ушли в синеву. Особо не повезло одному из отцов- основателей США Вашингтону, посиневшему больше других президентов. После чего интернет оказался завален историями о том, как в странах от Аравийского полуострова до самых до окраин Юго-Восточной Азии обменники начали отказывать в приеме условно старых, то есть «белых» (почему не «зеленых»?) американских дензнаков на шри-ланкийские рупии, филиппинские песо, вьетнамские донги и т. д. (у каждого — список свой). Это — в худшем случае. В лучшем — «белые» (старые) доллары обменивались по курсу, отличающемуся от официального в меньшую сторону. Обычно на 10% (иногда и больше). Согласитесь, терять на каждой тысяче долларов 100–150 даже Абрамовичу и Маску неприятно. А тут далеко не Абрамович и даже не Илон.

Неправильные правила
Вообще же дискриминация долларов по цвету началась задолго до СВО и связанных с нею санкционных войн, с Индии. Именно индийские банки при покупке долларов начали оценивать «белые» банкноты с дисконтом по отношению к «синим» (при одном курсе валют), едва появились баксы в новой раскраске. То есть с конца 2013 года.
Затем индийское валютно-обменное творчество распространилось практически по всей Азии. И даже в Китае.
В других странах ничего подобного не было, там все доллары равны — и «белые», и «синие» стоят одинаково.
До России азиатские валютно-обменные правила дошли лишь в 2022 году, но по другой причине.
В марте 2022 года Байден подписал указ, запрещающий «экспорт, реэкспорт, продажи или поставки напрямую или либо опосредованно из США, а также от физических или юридических лиц Штатов вне зависимости от их местонахождения банкнот, номинированных в долларах США, правительству Российской Федерации» (как и любому лицу, находящемуся в РФ)». И если до этого у банков не было проблем с переизбытком «белых» долларов (всегда можно было отправить наличные в американские банки, где доллар равен доллару независимо от года выпуска), то теперь — появились. А дальше все завертелось. И «зависшие» в банковских хранилищах старые доллары реально «зависли».

Вдобавок карты, эмитированные российскими банками, в большинстве стран мира перестали обслуживаться, из-за чего резко возрос спрос на наличные доллары. Как со стороны импортеров, так и со стороны туристов, поменявших западные турнаправления на восточные.
Старые «белые» доллары стали всем неинтересны. Столкнувшись с проблемами при обмене валюты, граждане начали избавляться от старых купюр через банкоматы. Но банки и этот способ перекрыли, отказавшись от такого варианта приема наличных долларов.
И это логично: 100 физлиц сдали банкомату по 100 старых долларов, после чего банк не смог удовлетворить заявку импортеру на 10 тысяч новых долларов.
Наш эксперимент
Как бы то ни было, российские трудности с обменом долларов коснулись (правда, в значительно меньшей степени) и Беларуси. Тем более что наши банки пострадали в той же мере, что и банки России.
В Ассоциации белорусских банков слухи о «несправедливых» обменах валюты в Азии и России отказались комментировать, сославшись на то, что «внутри страны отечественные банки руководствуются «Соглашением между банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями Республики Беларусь и Ассоциацией белорусских банков об использовании в работе единого перечня признаков платежности банкнот в иностранной валюте». В котором ничего про «белые» и «синие» доллары нет. А есть лишь «признаки неплатежеспособности» банкнот («изменение геометрических размеров…», «ненадлежащее расположение водяного знака», «изъятые или изымаемые из обращения…» и многое другое). Кстати, в феврале нынешнего года в Беларуси вступила в силу новая редакция банковского соглашения об использовании единого перечня признаков платежности банкнот в иностранной валюте.

Тем не менее, ради чистоты эксперимента мы прошли три десятка обменных пунктов в столице. Доллары мы обнаружили везде, причем разных цветов. При этом в нескольких обменниках в наличии были только «белые». По словам одной операционистки, очень много долларов сдают россияне, белорусы в большей мере оперируют с евровалютой.
То есть все наши банки принимают и «белые», и «синие» доллары. Причем, ни в одном из них мы не столкнулись с дискриминацией по цвету банкнот. Т. е. комиссионных сборов за прием старых банкнот банки не брали для покрытия затрат на обработку или хранение старых долларов (может, нам просто не повезло?). С комиссией некоторые банки готовы были приобрести лишь банкноты «ненадлежащего качества» (в основном ветхие). А ветхими могут быть и «синие» доллары…

Какие выводы из всего этого можно сделать?
Первый. Требовать от наших банкиров каких-то комментариев и заявлений (особенно в части прогнозов) касательно судьбы «белых» и «синих» бессмысленно. Они же не враги себе.
Второй. Судя по всему, какие-то каналы сбыта старых («белых») долларов у белорусских банков сохранились. Либо напрямую через зарубежные банки, либо через крупных импортеров, имеющих «связи с той стороны». Иначе все было бы намного жестче.
Третий. Совет покупать только «синие» доллары бессмыслен. Потому что белорусы и без советов покупают в основном евро, дедоллароризируя в меру своих финансово скромных финансово скромных сил страну. А если им нужны именно доллары, то стараются приобретать непременно «синие».
Четвертый. Нынче времена такие, когда обладание любой наличной валютой может превратиться в проблему. Мало ли что супостаты из недружественных стран нам еще уготовят…
И вообще, храните деньги в сберегательных кассах!
Рекомендуем




