Не хватайтесь только за лопаты. За что белорусам взяться в Год благоустройства и как улучшить жизнь
Статью о слове «благоустройство» в словарях пора обновить. И речь не о трудах Ожегова или Ушакова, которые уже никто не читает, а всеми нами любимой «Википедии».
Вот как «свободная энциклопедия» трактует слово «благоустройство» — это «совокупность таких мер как: проведение водоснабжения и электроснабжения в сооружения, устройство дорог, обеспечение санитарной безопасности, снижение шума, улучшение микроклимата и т.п., которые обеспечивают благосостояние населения или конкретной территории».
Вроде бы про все, но одновременно ни о чем. Есть оболочка, а содержания нет.
Но если поменять статью «вики» про «благоустройство» на Указ Президента Беларуси (№1, 03.01.2025) «Об объявлении 2025 года Годом благоустройства», мы получим эталон словарной статьи, в которой каждый тезис прост и понятен.
Для понимания «благоустройства» в документе есть абсолютно все:
— что следует понимать под «благоустройством»;
— перечень мероприятий, превращающих «неблагоустройство» в «благоустройство»;
— перечень синонимов «благоустройства», самый важный среди которых (на это до сих пор никто не обратил внимание) — «инфраструктура», делающая среду обитания людей УДОБНОЙ, БЕЗОПАСНОЙ, СОВРЕМЕННОЙ и ЭСТЕТИЧНОЙ. А это огромный инфраструктурный комплекс из водозаборов, скважин, насосных станций и станций обезжелезивания, систем водопроводов и теплотрасс, электростанций, распределительных сетей, линий электропередач и многого другого.
Удобно
У самого «удобного» термина нет границ в развитии. Все здесь подчинено такому учению о постоянном развитии, как диалектика.
При этом, «удобство» — то, что лежит на поверхности «благоустройства», оно всегда на виду: беседки, тротуары, деревья и клумбы и т.д., то есть все, что радует глаз и «благотворно» сказывается на нашем настроении. Вчера не было лавочки возле подъезда — сегодня она появилась. Завтра лавка может принять «эргономичную форму» со спинкой, повторяющей контуры вашей спины, послезавтра лавка вообще может быть уже с подогревом… Как по мне, так, комфорт у подъезда лучше доверить его жителям. Тогда и сохранность «удобств» будет гарантирована. Ведь, к своему, к кровному отношение у людей всегда более трепетное.
Удобство может выражаться в чем угодно, к примеру, в записи на прием к врачу — не только по телефону, но и через специальные онлайн-сервисы. Правда, хотелось бы, чтобы не только в теории, но еще и на практике. Чтобы не слышать и не читать сообщения о том, что на сегодня (в этом месяце) талонов нет.
В целом же слово «удобно» мы часто используем, даже не замечая этого, в разговорах с родными, близкими, друзьями, знакомыми. Обычно, когда речь идет о сэкономленном времени. «До остановки две минуты — очень удобно», «до работы 20 минут — удобно», «магазин (поликлиника, школа, детский сад и пр. в шаговой доступности — очень удобно»). Так что пора термин «удобно» переносить и на межличностные отношения. Это когда соседи не курят ни в квартирах, ни в подъезде, а соседские собаки и кошки не гадят в лифте. Было бы очень удобно.
Безопасно
…Почти в эти же самые январские дни 2022 года пешеходная часть столичного моста на Немиге обвалилась, вскрыв «неудобную» статистику. Из почти 5300 белорусских мостов на дорогах общего пользования (без учета городских сооружений) несколько сот следовало перестроить. А мосты — это тоже инфраструктура, наше благоустройство. Без мостов наша среда обитания гарантированно будет «неудобной» и «несовременной», ибо мосты экономят не только ГСМ и подвижной состав, но главное — время.
Представьте, что один мост экономит 5 минут времени для одной машины, а по нему проходит ежедневно 1000 машин. В масштабах государства — это более 30 тыс. часов.
Если бы его не было, то при скорости 60 км/час автомобиль проехал лишних 5 минут или 5 км. То есть без моста 1000 машин за 365 дней пройдут лишних 365 тыс. км. А это более 30 тыс. литров топлива, запчасти, повышенная нагрузка на покрытие дороги… И это, не считая трудо-часов… Теперь понимаете, сколько стоит такая малость всеобщего «благоустройства», как один мост?
К слову, в Беларуси ежегодно строится и ремонтируется около 100 мостов. Так что году так к 2028-му мосты наши будут отвечать всем требованиям благоустройства — будут безопасными, современными и удобными.
Современно, эстетично
Что такое «более современно»? Вопрос — не праздный, так в большей мере он тоже из разряда «безопасно». Взять, к примеру, водопровод.
Вот в США до сегодняшнего дня в эксплуатации находится более 9 тыс. км водопроводных труб из свинца — нейротоксина, вызывающего повреждения нервной системы, нарушения функций обучаемости и другие неполадки со здоровьем. Проблема настолько усугубилась, что американцам пришлось внести изменения в законодательство, и теперь коммунальные службы обязаны уведомлять общественность о фактах, когда содержание свинца в воде превышает 10 частей на миллиард.
Схожая проблема и в Париже, где до сих пор около 40% водоводов построено еще в XIX веке из свинца. А вы думали, они просто так перешли на бутилированную воду?
А наши водопроводы — современные. Пить водопроводную воду у нас безопасно. Особенно в Минске, который полностью перешел (кстати, единственная столица в мире) на артезианское водоснабжение.
Качество водопроводной воды — это наше благоустройство. При этом оно должно быть всегда соответствующим «современным нормам».
И напоследок переиначим Чехова: «В благоустройстве все должно быть приятно — и удобство, и безопасность, и современность, и эстетичность».