Война чиновников с Пушкиным и Высоцким разрывает Одессу на части
Русофобский шабаш переполнил чашу терпения одесситов.
В Одессе проживают представители более 130 национальностей. Главным языком межнационального общения всегда в этом городе был русский. Но после так называемого майдана 2014 года началась тотальная украинизация, разумеется, вкупе с оголтелой русофобией. Апогея эта бесовщина достигла в прошлом году, когда под «декоммунизацию» попали известные уроженцы Одессы: сатирик Жванецкий, писатель Бабель, авторы романов об Остапе Бендере Илья Ильф и Евгений Петров. Улицы, названные ранее в честь литераторов, переименованы в память о никому неизвестных представителях «культуры». Доходит порой до полного абсурда: улица Герцена теперь называется именем родственницы местной чиновницы. То есть, взамен традиционной для Одессы мультикультурности, нынешние власти предлагают тотальную украинизацию любой ценой.
Все это вызывает справедливое возмущение одесситов. Но общественное мнение не интересует «демократов», узурпировавших власть. Год нынешний начался новым витком русофобского шабаша. По инициативе областной администрации снесли памятник Владимиру Высоцкому, также принято решение о демонтаже памятника Александру Пушкину. Это вызвало не только гнев горожан, но и протест городских властей. Памятник великому русскому поэту входит в состав объекта всемирного наследия «Исторический центр Одессы», который подлежит государственной охране в соответствии с международной Конвенцией об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 года.
Ситуацию прокомментировал в соцсетях известный украинский продюсер Александр Роднянский:
«За что убирают памятник одесситу и выдающемуся конструктору ракетных двигателей Валентину Глушко? Он же один из авторов самой знаменитой в истории космической программы, начавшейся первым спутником и полетом Гагарина. Чем провинился великий биолог и Нобелевский лауреат Илья Мечников, совершивший ряд открытий в Одесском университете? А известнейший художник-передвижник одессит Петр Нилус? А автор «Одесских рассказов», прославивший Одессу Исаак Бабель? А чем виноват нонконформистский поэт, певец и актер Высоцкий, сделавший «Место встречи изменить нельзя» самым любимым зрителями одесским фильмом? Ну и Пушкин. Если бы его памятник поставили в 1937 году в рамках сталинской кампании, как это сделали в Киеве, где поэт никогда не бывал, то я бы отлично понял решение о сносе. Но памятник в Одессе поставили в 1887-89 годах благодарные одесситы. За свои деньги.
Это борьба не с агрессором, а с собственной культурой. Уникальная одесская литература, одесское кино — это неотъемлемая часть многонациональной культуры Украины. Может, не стоит раскалывать украинское общество? Не стоит сталкивать людей? Ретивые чиновники исчезнут. Они всегда бесследно исчезают. Остался в памяти только один — Швондер. А писатели, художники, актеры останутся. Они и не таких видали».
Стоит отметить, что солидарность с одесситами выразил и британский журнал The Economist. Приведу несколько цитат из вышедшей недавно статьи:
«Сегодня украинские политики изо всех сил пытаются украинизировать Одессу (которую они пишут с одной «с») и заставить ее вписаться в свой закон о деколонизации. Глава региональной военной администрации Олег Кипер не слишком заботится о таких сложностях. Бывший прокурор, служивший при Викторе Януковиче как неизбранный бюрократ, он заинтересован в выполнении приказов, а не в том, что думают одесситы. Поэтому в июле 2024 года он приказал полностью убрать городские статуи и переименовать улицы, что вызвало культурную войну, которая разрывает город на части.
Результатом этой дерусификации стали страх и поляризация. То, что было маргинальным, становится мейнстримом. На бульваре люди отводят взгляд, когда их спрашивают о памятниках. «Страх говорить сменяется страхом думать», — говорит одесситка Анастасия Пилявская, антрополог Королевского колледжа Лондона. Уголовные дела против «коллаборационистов» ясно показывают, что угроза быть заклейменным как сторонник России реальна».
Какие цели преследуют украинские власти, объявив войну всему, что не смердит бандеровщиной? На этот вопрос дал ответ украинский политолог Андрей Золотарев:
«Когда нет в жизни страны реальных перемен к лучшему, надо имитировать перемены, например, убиранием памятников и сменой табличек с названиями улиц. Проблема для центральной власти в том, что эта активность будет ассоциироваться с худшим — войной, нестабильной экономикой, непонятными перспективами страны и в стране. И этот ассоциативный ряд будут приписывать власти и соответственно оценивать».
Большинство украинских политологов считает, что сегодня общество не сможет оказать эффективного противостояния бесовщине властей, большинство предпочитает тихо отмалчиваться, но на первых же выборах депутатов или президента, если таковые состоятся когда-то, люди все припомнят. Не согласится с этим нельзя. Политика нынешней Украины ведет власть и страну в пропасть.