Преодолеет ли Япония стагнацию «потерянных десятилетий»?
Третья экономика мира на протяжении последних 30 лет либо находилась в состоянии застоя, либо демонстрировала неубедительный рост. За эти десятилетия японцы отвыкли от инфляции, а японская иена наряду со швейцарским франком была самой стабильной валютой в мире. Сейчас ситуация неожиданно изменилась, и после дефляции Япония переживает самый быстрый рост цен за последние 30 лет. Надо отдать должное экономическим властям страны, потому что вместе с ценами практически такой же рост показывают и зарплаты. Однако, такая ситуация может не означать ничего хорошего.
Итак, в последние десятилетия в Японии наблюдалась дефляция, т.е. процесс снижения цен. Казалось бы, что в этом плохого? Только классическая экономическая теория утверждает, что длительная по времени дефляция склоняет потребителей откладывать приобретение товаров в надежде, что они подешевеют еще больше. Потребителю в подобной ситуации хорошо, но плохо производителю, который теряет прибыль и поэтому вынужден сокращать производство. Само собой разумеется, что в такой ситуации экономика в целом не растет, как и заработные платы.
Все без исключения правительства страны, находящиеся у власти с начала 1990-х годов, пытались различными способами активизировать экономический рост. Придать импульс экономике пытались посредством мер, которые должны были вызвать инфляцию: банки предоставляли кредиты под минимальные проценты, наращивалась широкая денежная масса (просто печатались деньги). Но эти меры не помогали.
Незначительного успеха удалось достичь только правительству Синдзо Абэ, которое вывело инфляцию на показатель в 1%, что все равно было ниже целевого показателя.
Помогли поднять инфляцию, если уместно так говорить, катаклизмы последних лет, — коронавирус и украинско-российский конфликт, которые в корне изменили логистику, увеличив цены на импортные товары, а также на энергоносители. Как известно, Япония нуждается во всех без исключения энергоносителях и полезных ископаемых. Повышение цен к январю прошлого года на 4% сделало свое дело, потому что экономика Японии после трех десятилетий стагнации оживилась, результатом чего стал рост заработной платы более чем на 3,5%, вызванный не только ростом экономики, но и дефицитом рабочей силы.
Безусловно, не заставили себя ждать негативные последствия инфляции. Количество банкротств за последний год увеличилось на 30% по сравнению с 2022-м, потому что не всем производителям удалось переложить возросшие издержки на плечи потребителей. Населению также не очень нравится, что рост зарплаты отстает от роста цен. Рост заработной платы может произойти уже в апреле этого года, когда по давно сложившейся традиции профсоюзы централизованно проведут переговоры с корпорациями.
Все происходящее в японской экономике не ускользнуло от внимания инвесторов. Ведущие инвестиционные компании мира начали вкладываться в экономику Страны Восходящего Солнца. Только японские власти по-прежнему не уверены, что это может продлиться долго.
Какую политику будут проводить финансовые власти страны, также пока не совсем ясно. В условиях подросшей инфляции в Европе и США национальные банки повысили ключевые ставки. В Японии центральный банк может пойти на этот шаг только в том случае, если в апреле профсоюзы добьются роста заработной платы. Тогда центробанк будет вынужден повысить ключевую ставку, чтобы удержать инфляцию под контролем на уровне прогнозных показателей в 2%. На сегодняшний день в Японии «работает» другой метод контроля инфляции: если она не достигает этой цифры, то финансовый регулятор ускоряет денежную эмиссию, если же превышает, то эмиссия происходит в меньших объемах. Еще один действенный способ повышения инфляции – отмена субсидий на электроэнергию, введенных в результате роста цен для компенсации затрат домовладений и бизнеса. Отмена субсидируемых государством тарифов также намечена на апрель. Эта мера позволит подхлестнуть инфляцию, которая со временем тоже ожидаемо снизится.
Происходящие в Японии экономические процессы очень встревожили правительство и центральный банк, поскольку в условиях роста цен, который не догоняет рост зарплаты, население экономит, а это отражается на уровне потребления (само собой разумеется, что он падает).
Еще одним поводом для беспокойства продолжает оставаться высокий уровень государственного долга по отношению к ВВП. По этому показателю Япония «впереди планеты всей», поэтому для компаний с высоким уровнем долга повышение ключевой ставки может грозить ростом издержек, которые не могут быть переложены на плечи потребителей, и, в конечном итоге, банкротством. Это означает, что проводить понятную для всех экономическую политику властям Японии не так просто.
Впрочем, остается еще один вариант: вообще ничего не предпринимать, сославшись на то, что рынок сам все отрегулирует. Тогда можно в апреле отказать профсоюзам в повышении заработной платы и оставить ключевую ставку на нынешнем низком уровне. И наблюдать, что будет происходить с инфляцией, а дальше действовать по обстоятельствам. Удастся ли властям Японии переломить ситуацию стагнации «потерянных десятилетий», по-прежнему остается под большим вопросом.