Меню
Голас Любаншчыны

Политолог рассказала об особенностях белорусской Конституции

Конституция
Фото: пресс-служба Президента и из открытых источников

Сегодня главный документ страны празднует свой очередной юбилей. Какие в нашей Конституции «фишки», и в чем ее отличие от других, рассказала заведующая кафедрой политологии БГЭУ, кандидат политических наук Анастасия Буева.

— В этом году наша Конституция празднует юбилей — 30 лет! Каково это было для молодого суверенного государства?

Вне всякого сомнения, это одна из знаковых дат в истории строительства независимого белорусского государства. Принятие Конституции в 1994 году продемонстрировало самостоятельность и ответственность белорусского народа, его готовность строить сильную, независимую, процветающую страну.

— На что равнялись при работе над проектом Конституции?

Сложно сказать о едином эталоне. Очевидно, что учитывались традиции белорусского народа, ошибки и достижения предшествующих этапов государственного строительства, мировой конституционный опыт. К вопросу разработки Конституции суверенного государства подходили со всей ответственностью. Конституционная комиссия включала две рабочие группы, альтернативные проекты которых в последующем объединились в единый Основной Закон государства, что свидетельствует о стремлении осуществить работу объективно и широкомасштабно. В итоге был принят достаточно компромиссный вариант — введение института президентства с сохранением широких полномочий Верховного Совета.

Заведующая кафедрой политологии БГЭУ, кандидат политических наук Анастасия Буева

— Что не учли в самой первой редакции?

Например, в первоначальном варианте Конституции было упущено важное положение о свободе принятия государственных решений на международной арене. Решением республиканского референдума 1996 года статья 8 Основного Закона была дополнена правом Республики Беларусь на добровольной основе входить в межгосударственные образования и выходить из них. Статья 13 Конституции закрепила разделение собственности на государственную и частную, что весьма важно для регулирования гражданско-правовых отношений. Или, например, гендерная составляющая, которая заключалась в отсутствии положения, свидетельствующего о наделении женщин и мужчин равными правами на получение образования и профессиональной подготовки, возможности продвижения по службе (статья 32).

По словам политолога, большинство упущений в последующем выявила практика государственного развития и социальных отношений, а проводимые республиканские референдумы позволили дополнить Конституцию положениями, отражающими необходимость и волю белорусского народа.

— В чем особенность главного белорусского документа?

Конституция Республики Беларусь впитала самый разнообразный конституционный опыт человечества, поэтому выделить какие-то особенности достаточно сложно. В качестве особенностей организационных основ государства, заложенных в Конституции, можно назвать главу о Всебелорусском народном собрании как высшем представительном органе народовластия Республики Беларусь, определяющим стратегические направления развития общества и государства, обеспечивающим незыблемость конституционного строя, преемственность поколений и гражданское согласие. Полностью аналогичные органы вряд ли существуют в других государствах, из чего можно сделать вывод, что принципы и организационные основы его деятельности во многом делают нашу Конституцию особенной.

— ВНС — белорусская фишка? Были ли схожие прецеденты в мировой практике?

— Здесь мы вряд ли можем говорить о чистых аналогах, отдельные предписания соприкасаются с Китайским Национальным собранием, что-то можно выделить из советских конституций, в частности, о порядке проведения и функционирования Съезда советов в СССР, но это только фрагментарные положения, не более.

— Есть ли у Конституции «срок годности», после истечения которого ее нужно менять?

Однозначного установленного срока выделить нельзя. Здесь важно понимать, что поправки в Конституцию вносятся с целью достижения внутриполитического и внешнеполитического баланса, если это не удается осуществить при помощи иных нормативных правовых актов. Более того, необходимо учитывать такое свойство Конституции, как ее стабильность, проявляющееся, с одной стороны, в устойчивости ее предписаний, с другой, — приведение ее в соответствие с новыми политическими, экономическими и социальными реалиями, которые в каждом государстве проявляются по-разному. Получается, что для каждого государства так называемый «срок» будет исключительно индивидуальным в зависимости от уровня и динамичности развития различных сфер общества.

— Говорят, нет предела совершенству, есть ли какая-то область в нашей Конституции, которую необходимо изменить/дополнить?

Как уже было отмечено, изменения в Основной Закон вносятся только в случае несоответствия конституционных норм реалиям общественного и государственного развития. Среди тенденций, которые могут потенциально оказать кардинальное воздействие на современное развитие следует отметить прогресс в области искусственного интеллекта и технологий. Основополагающие изменения в будущем произойдут именно в этом направлении, с целью обозначения нового вектора в развитии государства и создания правового базиса для безопасного развития общества (например, введение института электронного голосования).

— В последних поправках нашей Конституции отметили, что брак — это союз мужчины и женщины. Почему этого не сделали раньше?

В современном мире вопрос понимания, что из себя представляет семья, становится все более острым. Возможно поэтому закрепить понятие семьи было решено на самом высоком правовом уровне. Данная поправка отражает традиции и волю белорусского народа, тем самым видно стремление государства к сохранению нашей культуры и, в первую очередь, традиционных семейных ценностей.

— Буквально полторы недели назад Франция первой в мире закрепила в Конституции право женщин на аборт. Нормально ли такое закреплять в главном документе страны?

Сегодня в нашем государстве право женщин на прерывание беременности не ставится под сомнение, чтобы регламентировать в Основном Законе страны. Для этого достаточно на законодательном уровне урегулирования данного вопроса. Так, по собственному желанию женщинам разрешено прерывать беременность, только если плоду не более 12 недель. Прерывание беременности на более позднем сроке до 22 недель возможно только по социальным показаниям. БССР одна из первых признала право женщины на аборт, данный вопрос никогда не становился причиной противоречий в белорусском обществе.

 Анастасия Буева считает, что принятие данного конституционного изменения во Франции обусловлено растущими культурными и социальными трудностями.

— О чем говорит конституционное закрепление понятий «ВНС» и «ЕДГ»?

— Появление Всебелорусского народного собрания и Единого дня голосования влекут за собой серьезные изменения в системе функционирования государства. Факт их существования вносит структурные изменения в ряд нормативных правовых актов Республики Беларусь, в порядок работы государства в целом. Включение данных понятий в текст Конституции прямо указывает, что государство изменяет свой вектор развития и деятельности, двигаясь в новом направлении.

— Какое значение имеет День Конституции и сам документ для жителей нашей страны?

Республика Беларусь является правовым государством, в Конституции которого собраны базисные положения, закладывающие права и обязанности граждан, порядок функционирования государственных органов и основы отраслей права, именно поэтому она имеет огромное значение для наших граждан. Уровень правовой культуры граждан Республики Беларусь растет, что является следствием последовательной государственной политики, формирующей уважение к закону в дошкольных и общеобразовательных учреждениях, где изучаются вопросы, посвященные истории и современному состоянию Конституции. Поэтому День Конституции важен не только как знаковая дата в истории государства, но и как инструмент повышения правовой и политической культуры.

Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59