Меню

Генератор позитива. Как на улицах белорусской столицы появился желтый ЗАЗик

Генератор позитива. Как на улицах белорусской столицы появился желтый ЗАЗик

Любимая многими советскими гражданами микролитражка ЗАЗ-965, выпускавшаяся Запорожским автомобилестроительным заводом с 1960 по 1969 годы, сумела завоевать отечественный рынок благодаря своей компактности, демократичной цене, простоте в эксплуатации и экономичности.

У этой вызывающей приступ умиления модели есть поклонники и сейчас. Об истории появления на улицах белорусской столицы желтого ЗАЗика, результате скрещивания «запорожского чуда» с заграничным Daewoo Matiz и неудобствах, с которыми приходится мириться водителю и пассажирам так называемого «горбатого», побеседовали с владельцем желтенькой 965-ки Виталием Валуйко.

— В 2020 году у меня появилось много свободного времени, и я решил потратить его на восстановление какого-нибудь старого автомобиля. На одном из автопорталов попался пост о продаже интересного проекта: человек уже десять лет приводил в порядок ЗАЗ 965 1967 года выпуска, но в итоге устал и морально, и финансово. Вот так я принял решение купить «запорожец». Забрав машинку из Питера, вдохнул в нее новую жизнь: за зиму привел в чувство и весной 2021 года впервые выехал на столичные дороги, — вспоминает о появлении в семье необычного автомобиля Виталий. — Объем бензинового двигателя моего экземпляра составляет 0,8 литра, привод передний. Колеса — 13-го диаметра с высоким профилем. Есть центральный замок и гидроусилитель. Конечно, львиная доля работы уже была проделана мастерами из города на Неве: к примеру, они скрестили кузов ЗАЗа и ходовку Daewoo Matiz, а я доводил до ума техническую составляющую автомобиля, занимался салоном и внешним видом.

Благодаря вложению средств в восстановление машины предыдущим хозяином Виталий отделался малой кровью, хотя признается, что даже ему этот проект обошелся довольно дорого:

— Когда авто попало ко мне, в сравнении с нынешним состоянием, оно тянуло баллов на 6-7 из 10. На тот момент у ЗАЗа отсутствовали задняя передача и омыватель стекла, да и сама машина плохо заводилась. Но «запорожец» приехал в Минск скорее полуживой, чем полумертвый (улыбается). Ради восстановления некоторых деталей пришлось купить трех «доноров», один из которых был приобретен мной лишь из-за руля. Я обшивал багажное отделение, переделывал шланги в системе охлаждения, регулировал коробку передач. Потолок тоже делал сам, перестилал весь пол, покупал старые ковролины от «матиза». В заводской бачок для стеклоомывайки встроил моторчик — нажимаешь кнопку, и жидкость сама льется, а раньше нужно было качать ногой. Проблему с влагой в блоке предохранителей решил парой бахил. Еще в этом году поставил новую катушку зажигания и комплект высоковольтных проводов, поменял моторное масло. Остальное не требует внимания. Все светится, крутится, тормозит. Одним словом — сел и поехал, — делится результатами своей работы по восстановлению ЗАЗа собеседник.

Также со временем в «запорожце» были покрыты хромом ободки фар и габаритов, поставлены белые сплиттеры, убраны пружины под задними сиденьями, чтобы сделать посадку ниже, и переделан спидометр. Кузов обработан от коррозии, по нему нареканий нет. В салоне есть магнитола. Виталий признается, что остались нюансы, которые стоило бы исправить, но в Беларуси сложно найти хороших мастеров для восстановления такого авто:

— У некоторых из них, да и просто у других людей наблюдаю незаслуженно негативное отношение, как в старом анекдоте: это же «запорожец», заправь его — и он станет в два раза дороже. Однако этот автомобиль представляет большую ценность. Он полностью на ходу, работоспособен. Когда помоешь, почистишь машину — она превращается в такую лапочку, при виде которой невозможно не улыбаться. Да, для повседневной езды это авто своеобразно, но если кататься на нем по чуть-чуть — удовольствие обеспечено. И, конечно, поездки на дальние расстояния будут в тягость: двигатель расположен спереди, и когда он нагревается, все тепло идет в салон, отчего летом становится слишком жарко. Зато зимой тепло, поскольку печка работает изумительно. Эта машина не для передвижения, а именно для покатушек.

С 965-м Запорожцем у Виталия связаны особые воспоминания: 25 лет назад именно такой ЗАЗ стал первой машиной, купленной им совместно с супругой. Но отношение к этой модели с годами поменялось:

— Теперь это не просто транспорт для передвижения, а мой генератор позитивчика, который ездит по дорогам и собирает улыбки. Я даже специально прикрутил спереди шильдик «запорожец» (по заводу на экспортных моделях он не предусмотрен), чтобы люди знали, что это за автомобиль. Другие водители в потоке иногда в шутку предлагают обменяться машинами, показывают «класс». Правда, повышенное внимание к автомобилю порой мешает: бывает сложно перестроиться, поскольку люди едут слишком близко, пытаясь рассмотреть ЗАЗ. Он скрипит, гудит, живет своей жизнью. Я бы даже назвал эту машину одухотворенной. Да, посадка в ней неудобная, педальный узел втоплен далеко вперед, в итоге сидишь в позе эмбриона. Голове тоже не очень комфортно, поскольку она находится впритык к потолку. Но в свое время это был желанный автомобиль, который сейчас можно сравнить со спорткаром: круто, но не на повседневку, — подводит итог Виталий Валуйко.

Собеседник уверяет: у него никогда не было мыслей зарабатывать с помощью своего редкого автомобиля. Он с удовольствием приехал бы на нем в детский дом или подобное учреждение, если бы его позвали — «просто чтобы поднять детишкам настроение».

Автор: Диана Хвалько

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59